РУСОФОБИЯ В РОССИИ: ЕЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И КРИТИКИ
Впервые термин "русофобия" как научное понятие ввел Ф.И. Тютчев (хотя до него об этом задумывался Пушкин). Именно он одним из первых в качестве альтернативы русофобии выдвинул идею православной империи, которая возникнет после всех катаклизмов, а также духовных, материальных и территориальных потерь, которые мы имеем сегодня.
Впервые термин "русофобия" как научное понятие ввел Ф.И. Тютчев (хотя до него об этом задумывался Пушкин). Именно он одним из первых в качестве альтернативы русофобии выдвинул идею православной империи, На сегодняшний день в стране особенно остро встал вопрос о русофобии. В этой связи важно понять каждому человеку всю важность происходящей в России духовной борьбы за обладание умами и душами людей между патриотами, любящими свою страну и откровенными русофобами, её ненавидящими. Здесь же важно прояснить те механизмы и причины оболванивания людей, которые исходят от многочисленных СМИ, и нащупать методы контрпропаганды идей, которые бы можно было направить на позитивное и альтернативное нынешнему курсу развитие страны. Поиском такой попытки и служит эта статья.
Вначале необходимо кратко осветить историю вопроса, чтобы читателю было бы понятна вся суть проблемы. В России феномен русофобии возник ещё с IX века, с момента борьбы за своё существование молодого государства, какой была тогда Киевская Русь, против хазарского каганата. Противодействием этих проявлений и духовной победой над иудейской Хазарией стало принятие Русью православия. Данная проблема существовала и в период борьбы как с немецкими рыцарями, так и с половецкими и монголо-татарскими ордами.
Позднее, во времена Ивана Грозного и в период великой смуты, борьба шла между ливонцами и поляками, которые стремились навязать России католичество. Однако все попытки закабаления страны были разбиты благодаря способности русского народа в трудные моменты своей истории объединяться.
Но, уже в XVIII веке, после реформ Петра I, происходит усилиленная европеизация России и в страну стали проникать европейские идеи, охватившие двор и знать. В итоге произошёл разрыв между народом и дворянством, который усиливался до войны 1812 года с Наполеоном, но так и не был преодолён вплоть до революции 1917 года.
Кроме этого, сам народ к 1917 году постепенно утрачивал как веру в Россию, так и в православную церковь. А уже во время смуты начала века в народе, казалось бы уже окончательно произошёл отход от традиций и принятие идей коммунизма.
Всё это время в России происходила внутренняя русофобия, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Избавиться от многочисленных её проявлений возможно лишь вернувшись к традиционному укладу жизни и воссоздав православную империю, которая бы противостояла русофобии.
Впервые термин "русофобия" как научное понятие ввел Ф.И. Тютчев (хотя до него об этом задумывался Пушкин). Именно он одним из первых в качестве альтернативы русофобии выдвинул идею православной империи, которая возникнет после всех катаклизмов, а также духовных, материальных и территориальных потерь, которые мы имеем сегодня.
К подобным идеям склонялись многие единомышленники Тютчева, великие деятели русской мысли, какие были, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, В.И. Ламанский, Н.П. Гиляров-Платонов, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев.
Известно, что долгое время Тютчев служил на дипламотическом поприще в Мюнхене, Генуе и Турине и вплотную мог наблюдать проявление русофобии как со стороны Запада, так и со стороны некоторых представителей русской знати и интеллигенции. Особенно она усилилась в канун и во время революций в Европе 1848-49 гг. Всё это им отображено в политических стихотворениях, статьях, в незавершённом трактате "Россия и Запад", а также в письмах.
Тютчев на протяжении ряда лет исследовал причины подобного положения. Но в то же само время, он первоначально считал, что та враждебность Запада по отношению к России, во многом отрезвит наших людей, негативно и предвзято относящихся к своей стране. Он ещё надеялся на то, что это влияние заствит их вернуться к своим истокам и "углубиться в самих себя".
Однако, по прошествии лет, оценивая состояние общества после реформ 60-х годов, Тютчев видит малоподвижность изменения в общественном сознании. Так, в 1867 году, в письме к родным, которое приводит В.В. Кожинов в своей книге "Судьба России: вчера, сегодня, завтра" (1997), поэт так оценивает русофобию самих русских: "Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающий всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей - кстати весьма почитаемых". Если раньше, отмечает Тютчев, эти люди критиковали эпоху Николая I за бесправие и отсутствие свободы печати, то уже во время реформ Александра II, когда вроде бы в стране усиливаются и самоутверждаются свободы "нелюбовь этих господ только усиливаются". А вот никакие нарушении в области правосудия и нравственности на Западе "нисколько не уменьшили их пристрастия к ней".
Если бы я не упомянул, что это написано Тютчевым, едва ли кто-нибудь усомнился, что это написано сегодня...
Наиболее же яркие примеры русофобии со стороны Запада дал друг и единомышленник Тютчева - известный славист, публицист и общественный деятель славянофильского направления XIX века, В.И. Ламанский (1833 - 1916). В работе "Об историческом изучении греко-славянского мира" он отмечал проявление русофобии по отношению к славянским народам вообще и к России в частности. В этой связи мыслитель приводит высказывание немецких учёных о русских. В одном немецком журнале, вышедшем в Австрии в начале XIX века, так описывают характер русского: "Характер русского общий всем славянам - недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей привязанности, без религии, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату". Именно в этом видит Ламанский негативно-презрительное отношение "цивилизованных" немцев к русским в данном случае и к славянам в частности. Учёный также поддержал Тютчева в противодействии русофобии идею империи, видя в этом позитивный смысл.
Большой вклад в исследовании этого вопроса внёс и Н.Я. Данилевский. Он впервые ввёл в оборот понятие о культурно-исторических типах, которые существуют, развиваются и сменяют друг друга. Россию он считал молодым и развивающимся культурно-историческим типом, способным в будущем сменить германо-романский тип, который в данный момент начинает переживать стадию политического и культурного кризиса и время усиления цивилизационных процессов. И именно боязнь потерять всё своё могущество и является, с точки зрения Данилевского, причиной боязни и недоверчивого отношения Запада к России, т.е. проявления русофобии. В независимости и саморазвитии нового типа (центральной частью которого является Россия) от Запада, мыслитель видит защиту от проявления русофобии в России.
К.Н. Леонтьев в своей публицистических статьях и в работе "Византизм и славянство" продолжил критику этого явления, и вместе с Ф.И. Тютчевым, В.И. Ламанским и Н.Я. Данилевским поддержал идею будущей империи в противовес русофобии. Но с другой стороны, мыслитель расширил границы будущей империи, включив в её орбиту ряд мусульманских и буддийских народов.
Против проявления русофобии выступил в своих политических статьях и И.С. Аксаков. В журналах славянофильского направления он также критиковал различные проявления русофобии как со стороны отдельных русских, так и со стороны Запада. В связи с этим он впервые высветил славянский, польский и еврейские вопросы, проясняя причину русофобии в прошлом веке и во многом выявил проблемы для будущих их разрешений.
В ХХ веке русофобию критиковали В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, В.В. Шульгин, Г.П. Федотов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, участники евразийского движения (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский, Н.Алексеев), А.Ф. Лосев, а также Л.Н. Гумилёв, А.И. Солженицин, И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов, диакон А. Кураев, Ю. Воробьевский.
Г.И. Федотов обратил внимание на влияние определённых еврейских кругов на интеллигенцию и революцию в России. С его точки зрения, еврейство стало, подобно русской интеллигенции петровской эпохи, максимально беспочвенным и необыкновенно активным под давлением тысячелетнего пресса. И оно сразу же занимает в революции своё руководящее место.
Критиковал подобное явление и И.Л. Солоневич. В противовес русофобии он выдвигал идею о народной монархии, при этом критикуя многих как русских, так и западных писателей, историков и философов в непонимании и недооценки России. При этом он отмечал выносливость народа, совершающего, по его мнению, духовный и нравственный подвиг, развивая и обустраивая свою страну. Россию он относил к особой и разнообразной цивилизации, которая лишь может существовать в форме народной монархии, зачатки которой наблюдались в Древней Руси и были приостановлены реформами Петра I.
Какова же причина ненависти к России? Основная причина как мне кажется является в том, что Россия, несмотря даже на все её нынешние трудности и беды, всё же является противодействием для США и Запада в утверждении мирового порядка и антихристианских сил. И поэтому Запад продолжает вести мощное давление против усиления России, которая в случае своего могущества может предотвратить мир от полной духовной и физической катастрофы.
Однако, опасна не только внешнее проявление русофобии, но и внутреннее. Сегодня, по сравнению даже с тем, что существовало ранее, внутренние противники России усилились, укрепились и даже захватили власть в стране. Это подтверждает и такой известный специалист в области русофобии как академик И.Р. Шафаревич, более знакомый образованному читателю, как автор одноимённого труда "Русофобия", изданного вначале за границей в конце 70-х годов, а в конце 80-х и в России.
Шафаревич исследовал в этой работе русофобские круги как среди российских диссидентов (А.Янов, Г.Померанц, Б.Шрагин, А. Галич), так и западных (Р.Пайпс, Ф. Хайек) и пришел к выводу, что главную роль в разжигании русофобии играют именно особая часть из еврейского общества, но теперь уже под другим политическим знаменем. Теперь они подвергают резкой критике всё, что было создано прошлыми и нынешними поколениями и особенно сильно осуждают как достижения, так и недостатки сталинской эпохи. Т.о. главная задача этих кругов - произвести разрушение государственного устройства России изнутри (в том числе и разжигание межнациональной розни в бывшем СССР и в России и особенно против русскоязычного населения в автономных и союзных республиках). У авторов подобных статей вызывает раздражённое опасение, что наша страна будет опираться на свои исторические традиции.
При этом для нашего будущего предлагается выбор только из двух возможностей: "демократия западного типа" и "тоталитаризм". Шафаревич считает, что в кризисный и переломный период жизни народа возникает такой же "малый народ", все жизненные установки противоположны мировоззрению остального народа. И будучи от него отрезанным, он смотрит на него лишь как на материал и на его обработку как на чисто техническую проблему, т.к. её решение не ограничено никакими нравственными принципами и нормами.
В недавно вышедшей книге "Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью", академик оценивает уже нынешнею ситуацию в стране. Как и тогда, так и сейчас, Шафаревич кроме русофобии со стороны самих русских видит и русофобию среди части еврейства, которое живёт в России и намеренно разрушает её изнутри. Это течение не является чисто национальным.
В этом плане он повторяет Л.П. Карсавина, который в своей статье "Россия и евреи" говорил об ассимилированном еврействе, которому чужды не только традиционно живущие русские, но традиционалисты евреи. Этот тип не опасен в здоровой культуре, но если культура народа заболевает, то он проникает в самые её больные места и может в итоге подчинить себе народ, живущий на данной территории.
К нему легко примыкают силы, оторванные от своего народа, враждебные любой национальной традиции и играющие колоссальную роль, особенно в средствах массовой информации по всему миру. Всякое же возражение, с точки зрения Шафаревича, "преподносилось как расовая ненависть по отношению к еврею как таковому".
Далее он приводит высказывания этого круга лиц о России, которые можно озаглавить "Они о нас": "Россией привнесено в мир больше зла, чем какой-нибудь другой страной", "Собственная национальная культура совершенно чужда русскому народу", "Византийские и татарские недоделки" и т.д.
Если раньше книги, цитаты из которых приводил академик, печатались в самиздате, то теперь это у нас печатаются массовыми тиражами, вдалбиваются через телевидение.
Однако это относится не только к евреям, но к той части русских, утративших свои национальные корни. Шафаревич приводит диалог Достоевского с одним западником. По какому-то поводу было сказано: народ этого не допустит. "Так устранить народ", - сказал западник спокойно и величаво. И в итоге, в начале ХХ века началось истребление народа, не хотевшего отказываться от своих традиций, которое продолжается до сих пор.
Выходом из создавшегося положения академик видит в противопоставлении национально думающих интеллектуалов над русофобами всех мастей. Исходя из этого, именно им искать пути выхода из кризиса, отстоять право обсуждать любые свои проблемы, независимо от того, нравится это кому-то или нет.
Во все времена истории России проблема русофобии существовала, но сегодняшняя ситуация в стране предполагает усиление и укрепление борьбы с подобным явлением, учитывающие географические, этнографические, исторические, культурные и духовные особенности развития страны.
Список литературы
Сергей Лабанов. Русофобия в России: ее исследователи и критики