Глобализация мировой экономики
Доклад выполнил: студент гр.9141 Дежнев Е.В.
Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления
Кафедра мировой экономики
Новосибирск – 2000
1. Предпосылки глобализации
Глобализация означает всемирный капитализм, а капитализм – это рынок плюс корпорации. За последние десятилетие на мировой арене появились и утвердились новые мощные действующие силы. До середины 20в. основными субъектами международных экономических отношений были государство и предприниматели, находящиеся под их юрисдикцией. Гигантский скачок в развитии мировой экономики произошел во второй половине ХХв. В этот период развиваются новые формы международного сотрудничества, которые объединяют различные материальные и духовные ресурсы для совместных исследований и прикладных целей. Появились и быстро развиваются новые единицы – транснациональные корпорации (ТНК) и мировые финансовые центры (МФЦ). Корни их возникновения уходят в длительную историю внешней торговли и иностранных инвестиций. Важным фактором их формирования с 70-х годов была политика либерализации, позволившая сильнейшим кампаниям и банкам выскользнуть из-под национально-государственного контроля и приобрести немалую самостоятельность. Однако одним из центральных объектов политических исследований они стали лишь поколение назад. Эти тенденции, проявляющиеся в международной кооперации во всех сферах политической жизни, можно определить как переход от классической внешней политики к мировой внутренней политики. Произошло географическое сжатие мирового пространства, требующее новых форм взаимоотношений.
Мировое сообщество в преддверии 3 тысячелетия представляет собой политическое пространство, всевозрастающая «плотность» которого напрямую связана с активно развивающимися планетарными процессами модернизации. Углубление всеобщей взаимозависимости объективно способствовало и принципиально новые вызовы цивилизации, создающие реальные предпосылки для совместной деятельности групп людей поверх государственных и социокультурных барьеров. Эти процессы принято называть «Глобализация» и/или «интернационализация». Накопление эмпирического материала подводит общественные дисциплины к проблемно-теоретическому осмыслению новых явлений и тенденций в мировом развитие. Разработка и описание общей модели глобализации позволит увидеть противоречивость и импульсивность переходных процессов, ощутить действие фундаментальных закономерностей в эволюции мирового сообщества как системы высшей сложности, т.е. прочувствовать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, провести сопряжение краткосрочных событий, факторов и долгосрочных тенденций, чья каузальность обусловлена ходом истории.
У сегодняшних мировых политических процессов есть солидная геоэкономическая подоснова. Обозначившаяся в 1970-е годы интернационализация мировой экономики имела несколько далеко идущих политических последствий. Во-первых, внутриотраслевая кооперация в мировом хозяйстве объективно повысила роль надгосударственных факторов в структурно-перестроечных процессах и фактически подрывала такие некогда незыблемые принципы, как суверенитет и национальная стратегия развития. Во-вторых, даже само начало глобализации неизбежно повлекло за собой неконтролируемое накопление транснационального краткосрочного капитала, противоречивого по самой своей природе. Удовлетворяя текущие потребности экономики, этот капитал, в силу своего спекулятивного характера, способен увеличивать размах конъюнктурных колебаний, порождая национальные и региональные финансовые кризисы и расшатывая политические системы. Даже активные сторонники интернационализации указывают на опасности, порождаемые кумулятивным эффектом такого рода процессов. В-третьих, в глобализацию не вписывается свободное перемещение рабочей силы, поскольку в промышленно развитых странах весьма высок уровень безработицы, а если спрос на рабочую силу существует, то он относится к высококвалифицированному «человеческому капиталу» . Постоянно ужесточаемые на Западе правила иммиграции усиливают противоречия между «центром» и «периферией». В большинстве развивающихся стран темпы демографической динамики явно превосходят показатели экономического роста.
Наконец, господствующие представления о глобализации отталкиваются от идеи о «рыночных» инструментах управления общественными процессами, к чему многие страны не готовы. Более того, пока не сложились реальные предпосылки для сокращения функций государства. Там же, где детализация управления имеет место, она происходит под влиянием международных финансовых институтов, а это наслаивает принесенные глобализацией противоречия на неразрешенные, старые проблемы.
Глобализация – явление отнюдь не новое: как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения она активно развивалась в конце XIX – начале XX вв. Показатели уровня интернационализации с тех пор принципиально не изменились: если доля накопленных зарубежных инвестиций слегка понизилась (с 12% ВВП в начале 20 века до 10% в 1990-е годы), то экспортная квота в мировой торговле с 1913 по 1994 г. незначительно возросла (с 13 до 14,5%). Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в 20 веке существенно ослабляли импульсы глобализации.
2. Развитие мировой экономики
В 1990-е годы понятие «глобализации» стало непременным элементом международного политического дискурса. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики тем не менее предпочитают рассуждать о его неотвратимости и благотворности для человечества. Подобного единомыслия в западной политической мысли и публицистике не наблюдалось, пожалуй, со второй половины XIX в., со времени памятных дискуссий о свободе торговли. Необходимую дозу здорового скепсиса должно, на наш взгляд, внести понимание глобализации как комплексного геоэкономического, геополитического и геогуманитарного явления, оказывающего мощный демонстрационный эффект на все стороны жизнедеятельности вовлекаемых в этот процесс стран.
Предпосылкой глобализации стала и экономическая либерализация и финансовая интеграция ЕЭС, начатая в 1992г. Этот процесс охватил такие сферы, как однородность регулирования и контроля за рынками, улучшением доступа на них всех участников, стандартизация требований к капиталу, экономическая интеграция Европы, открытие банковской системы США, усилия по стандартизации всемирной клиринговой и расчетной системы и т.д. Выгоды глобализации и ее недостатки неодинаково воспринимаются на разных уровнях, в разных странах и разными фирмами. В частности, корпорации пришли к пониманию потенциальных выгод от глобализации своей маркетинговой деятельности. Подлинные многонациональные корпорации рождаются лишь тогда, когда компания научиться мобилизовать капитал в других странах.
Серьезным импульсом глобализации послужило и качественное совершенствование транспорта и средств связи: контакты между народами, регионами и континентами не только ускорились, уплотнились и упростились, но и стали доступнее для большей части населения. Однако глобализация пока охватила сравнительно узкую группу промышленно развитых стран, которые образуют основу нескольких успешно развивающихся интеграционных группировок с участием более 60 государств (ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР и другие). В 1997 г. на данные страны приходилось примерно ¾ мирового ВВП и мировой торговли – факт, статистически фиксирующий не столько глобализацию, сколько регионализацию мирового пространства. Можно сказать: глобализация захватывает, вовлекает все новых участников и сферы деятельности, но одновременно укрепляются силы, противодействующие этому процессу в его нынешней форме.
Современные многонациональные компании обращают мало внимания на национальные границы и не испытывают привязанности к определенным правительствам. Они глобальны по масштабам, ибо производят продукцию, сбывают ее и черпают финансовые ресурсы где угодно и как угодно, лишь бы это наилучшим образом соответствовало их долгосрочным стратегическим планам. Они способны мобилизовать капитал с любого развитого рынка, а побуждают их к этому желание минимизировать издержки и максимизировать прибыль.
Глобализация укрупнила также размеры рынков и усилила конкуренцию. От этого выиграли потребители, получившие товары лучшего качества по сниженным ценам. На более высоком уровне, как мы уже отмечали, глобализация начинает охватывать уже целые континенты (Европа – ЕЭС, Северная Америка – НАФТА и т.д.), между которыми идет конкурентная борьба за перемещение центра экономического господства. Внутри этих экономических образований, самые крупные и сильные организации с управляющими, способными проводить операции со множеством географически разбросанных фирм, в перспективе превратятся в фирмы общеевропейского масштаба, более мелкие фирмы будут решать региональные проблемы, а прочие выживут, если найдут рыночные ниши второстепенного характера.
Следует подчеркнуть, что глобализация находится еще в самом начале своего развития. Это очень длительный процесс, ибо в современном мире по-прежнему сохраняются противодействующие тенденции (различия между международной и межрегиональной торговлей внутри страны и на более высоком уровне). Надо отметить и тот факт, что отдельные регионы внутри страны обычно в большей степени специализированы и имеют между собой большой торговый оборот. Сдерживающими факторами развития глобализации являются также весьма существенные целевые, экономические, языковые, культурные различия, разные потребительские предпочтения и т.п. Например, страны Европы стремятся развивать интеграцию с целью создания новой супердержавы, способной противостоять США. Для этого страны ЕЭС создают экономический и валютный союз с единой европейской валютой «евро» и европейским центральным банком во Франкфурте, которому будут переданы все нити управления национальной валютной политикой.
Так же как и во всем, в глобализации экономики есть свои недостатки и так называемые кризисы.
КРИЗИСЫ глобализации и мировой системы в целом проистекают не только из противоречий геоэкономического характера. Есть конфликты, которые возникают под воздействием односторонних инициатив политических элит промышленно развитых стран по отношению к некоторым государствам – членам мирового сообщества. Непосредственно наблюдаемая часть этой большой проблемы – возникновение режимов – «изгоев» в мировой системе (Иран, Сирия, Ливия, Ирак, КНДР, Югославия, Куба и т.д.).
3. Глобализация рынка ссудных капиталов.
Остановимся более подробно на глобализации одного из видов рынков – рынка ссудных капиталов, который опережает в этом отношении и товарные рынки, и сферу прямых инвестиций. Глобализация финансовых рынков означает прежде всего согласование правил регулирования и снижения барьеров, что должно привести к свободному перемещению капиталов и позволить всем фирмам конкурировать на всех рынках. Она закономерно предполагает выравнивание уровней доходности, операционных издержек и кредитных рисков, хотя рассчитывать на полное их выравнивание пока будут существовать национальные валюты и национальные границы нельзя. Главным барьером между международными и национальными рынками ссудных капиталов остаются валютные ограничения (на приток и отток капиталов). Свободное перемещение капиталов является едва ли не наиболее контролируемой государством сферой, ибо финансы служат своего рода кровеносно-сосудистой системой любой национальной экономики. Ни одно, даже самое «либеральное» государство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного отлива за рубеж отечественного капитала.
Во второй половине XX века были созданы предпосылки глобализации рынков ссудного капитала: технические достижения в сфере обработки информации и телекоммуникаций; устранение или смягчение ограничений на перемещение капиталов через границы; либерализация внутренних рынков капитала; развитие нерегулируемых иностранных рынков (off-shore market); ускоренный рост производных инструментов. Это позволяло быстро осуществлять межвалютные сделки и сопровождалось все увеличивающейся конкуренцией между данными рынками за долю в мировой торговле. Еще в конце 50-х годов появился специфический международный рынок капиталов, имеющий тенденцию к увеличению, - рынок евродолларов. Параллельно с ним развивался рынок евродевизов. Но особенно быстрый рост приходится на 80-е годы, в связи с экспансией взаимных фондов денежного рынка и процессом устранения банковских посредников.
Появление оффшорных, почти нерегулируемых внешних рынков (Багамы, Бахрейн, Гонконг, Сингапур и т.д.) позволило игрокам получать финансирование или инвестировать средства за пределами внутреннего рынка. Названные рынки не охвачены какими-либо видами регулирования обращения ценных бумаг и регистраций, типичными для многих внутренних рынков (США, Япония и т.д.). Это давало возможность быстрее привлекать средства с меньшей стоимостью, минимально раскрывая точную и ценную в конкурентном отношении информацию. Другим важным фактором ускорения глобализации рынков капитала стало изобретение свопов. Те, кто выходил на внешние рынки, могли получать на них финансирование, но не всегда наиболее привлекательные возможности финансирования были деноминированы в желаемой валюте, имели желаемую форму процентной ставки (фиксированную или плавающую). При помощи же предоставляемых свопами возможностей можно быстро и недорого преобразовать любую валюту в почти любую другую, а также фиксированные ставки. Следовательно, нерегулируемая природа внешних рынков, гибкость, ставшая возможной благодаря свопам, доступ к информации и новые возможности ее обработки, появившиеся благодаря технологическим достижениям, стали движущей силой процесса глобализации рынка капиталов. В свою очередь конкуренция, привнесенная усиливающейся глобализацией рынков капитала, привела к повышению эффективности традиционных рынков капиталов во многих странах и облегчению доступа на них.
Другой важной чертой развития рынка капиталов стал большой рост количества фьючерсных и опционных бирж. На них возобладала тенденция торговли контрактами с евродолларами, валютой, казначейскими бумагами США и другими финансовыми инструментами, имеющими привлекательность глобального характера.
Наличие сети фьючерсных бирж и связей между ними, увеличение времени их работы сделало возможной круглосуточную торговлю на них. Эффективность мобилизации средств международными банками определяется тремя факторами:
1. Финансовые рынки быстро разрастаются в институты международного масштаба, многие из них (например, рынки депозитов в евровалютах, рынки иностранных валют и государственных ценных бумаг) становятся рынками, связывающими Европу, Северную Америку и Дальний Восток в единую финансовую сеть, функционирующую непрерывно. Ненамного отстают и рынки акций, а так же фьючерсные рынки с разветвленными по всему миру операциями в стремлении удовлетворить как можно большее число компаний и расширить финансовый инструментарий (о чем свидетельствует, например, экспансия Токийской фондовой биржи или Лондонской международной биржи финансовых фьючерсов).
2. Старые методы кредитования трансформируются в новые финансовые инструменты и способы мобилизации капитала. Из наиболее значительных можно назвать ссуды под ценные бумаги и создание крупнейших взаимных фондов.
3. Во многих странах устраняются барьеры между дилерами по операциям с ценными бумагами и международными банками. Многие международные банки и другие финансовые фирмы связывают свой успех в будущем со способностью создать надежные точки опоры на всех рынках мира и предлагать полный ассортимент финансовых услуг, концентрируя внимание в первую очередь на операциях с ценными бумагами и андеррайтинге, на планировании инвестиций и управлении с определенным допущением риска. Это имеет особое значение в деле мобилизации капиталов международными банками и другими финансовыми структурами, поскольку в условиях интенсивной конкуренции в наше время каждая такая структура должна находить самые дешевые источники капиталов, где бы они не находились. Такова общая тенденция.
В полностью же интегрированном и эффективном в финансовом отношении мире должна существовать только одна процентная ставка для капитала данного типа. В нынешнем состоянии частичной интеграции процентные ставки на разных рынках определяются взаимозависимо. Высокие ставки в одних странах по сравнению с низкими ставками в других будут порождать арбитраж, результатом которого будет движение капитала.
Жак Аттали в изданной в 1990 г. в Париже книге «Линия горизонта» пишет, что наступает третья эра – «эра денег»,
господство на планете единой либерально – демократической идеологии и рыночной системы. Вместе с развитием информационных технологий, процессом глобализации мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, отступают на задний план. Он выделяет три важнейших региона, которые в едином мире станут центрами новых экономических пространств:
американское пространство, объединившее обе Америки в единую финансово-промышленную зону;
европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы;
тихоокеанский регион, имеющий несколько конкурирующих центров – Токио, Тайвань, Сингапур и т.д.
Эти центры будут структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости. Между ними будет существовать конкурентная борьба. Таким образом, наступает эра геоэкономики. В модели Жака Аттали нашли законченное выражение идеи, лежавшие в основании «трехсторонней комиссии». Это так называемая «оптимистическая» версия атлантизма. Но есть и другая «пессимистическая» версия – неоатлантизм, его сущьность сводится в конечном итоге к продолжению рассмотрения геополитической (и геоэкономической) картины мира в ракурсе противостояния новых геополитических зон с Западом.
4. Послесловие
Глобализация представляется как какой то универсальный процесс, который подчиняется только законам своего развития.
Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность, традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, ориентации, предрассудки все слоев населения. Эффективная реакция на вызовы глобализации включает в себя – улучшение системы образования, рационализацию моделей потребления и накопления, усовершенствования во взаимоотношениях между государствами, а также повышение ответственности каждого, отдельно взятого, индивида, если же последние требование не будет воплощаться в жизнь, то будет выражаться только мнения «сильных, мира сего».
Процессы глобализации, особенно в отдаленных зонах мирового пространства, изменяются под воздействием «параметрических» состояний: деградация среды обитания, повышение нагрузки на ресурсный потенциал Земли.
На данный момент, нельзя говорить о полной глобализации во всех отраслях, так как нет единого «совета» который бы решал все возникавшие проблемы. США пытается навязать свою точку, а Западная – свою. Не давний конфликт в Югославии подтверждает, что в мире есть страны, которым поставили статус «отверженных» и соответственно эти страны ни имеют права голоса при решении глобальных проблем, что при глобализации не возможно. Различные процентные ставки на капитал и разная заработная плата, тоже заглушают процесс глобализации. Можно много перечислять условий, которые должны быть выполнены, чтобы глобализация стала реальной, но они не выполнимы пока не будет единого взаимопонимания между государствами.
Вступая в третье тысячелетие, человечество, должно управлять системой сообща, исходя из принципа единой ответственности за судьбы мира, диктуемой обострением планетарных проблем и решать возникающие проблемы только совместными усилиями.
Список литературы
Обухов Н.П., «Глобализация и возникновение новых направлений», журнал Финансы №12, -М., 1999г.
Володин А.Г., «Глобализация: истоки, тенденции, перспективы», журнал Полис №5, -М., 1999г.
Коллонтай, «О неолиберальной модели глобализации», МЭ и МО №10, -М., 1999г.