Миграция в Германию
Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ
Воронеж, 2005 г.
Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, в особенности для промышленно развитых стран, где демографический рост коренного населения заторможен, и прослеживается ощутимый спад рождаемости.
Тема миграции, легальной и нелегальной, и связанной с этим социальной напряженности, волнует не только граждан России, но и весь мир.
Крупнейшая западноевропейская страна – Германия, приняла в последние годы больше мигрантов, чем вся остальная Европа. Именно на Германию ложится наибольший груз идущего в основном с востока на запад потока континентальной, легальной и нелегальной, миграции.
В структуре населения этой самой крупной страны Европейского союза, достигшей после объединения страны 82млн.человек, почти каждый десятый – иностранец, не имеющий немецкого гражданства. Речь идет о легально проживающих в стране иммигрантах, основная масса которых, происходящая из стран восточной Европы, - особенно резкий прирост наблюдался с 1987г. Так, в одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, которая насчитывает уже 300тыс. человек. 100тыс мигрантов составляет евреи.
Федеральная служба статистики ФРГ предсказывала в 2000г., что при отмеченных тенденциях численности населения Германии к 2050г. Составит лишь 64,9млн. человек, и это при условии, если сальдо миграции будет ежегодно равно 100тыс человек. Так же официальная статистика еще в конце 90-х гг. зафиксировала, что лишь 25% старых и новых иммигрантов в ФРГ происходят из стран ЕС (на первом месте итальянцы 600тыс.человек), остальные из-за рубежей. За сорок лет, с 1954-1995гг. на немецкую землю приехали 22,7млн.человек, и за теже годы покинули 16,2млн., тем самым прирост населения за счет миграции составил за те же годы 6,5млн.человек.
Среди последних, немало таких, которых относят к категории нелегалов. В стране насчитывается около 470тыс. подлежащих по закону высылке иммигрантов, половина из которых, используя существующие юридические зацепки, может оставаться в стране неограниченное число лет. Так, только в Гамбурге проживает от 15 до 20 тысяч ищущих убежища в ФРГ. Все они живут под Домокловым мечом высылки в страны их прежнего проживания, которое может случиться для беженца прямо сегодня.
Немецкие официальные службы занятые решением проблем миграции, лишь в самое последнее время озаботились тем, чтобы переселенцы приезжали в страну с должным знанием немецкого языка. Последовало множество отказов во въезде и поселение в стране по причине недостаточного знания языка, что естественно вызвало рост напряженности между уже поселившимися в ФРГ в основном в 90-е гг. новыми мигрантами, «русскими немцами», и властями, препятствующими, по мнению переселенцев, воссоединению семей. То же относится и к немалому потоку переселенцев из таких стран Центрально-восточной Европы, как, например, Польша и Румыния.
Благодаря очевидным затруднениям в адаптации новых жителей ФРГ в немецкое общество проблемы интеграции мигрантов все больше попадают под критический обстрел СМИ. Пресса, радио и телевидение бьют тревогу. наибольшее беспокойство, как уже отмечалось, вызывает быстро растущий мусульманский компонент мигрантов, прежде всего выходцы из Турции, этнические турки, а также курды. Последние проявляют удивительную способность к мобилизации, когда ощущают угрозу интересам своей общины в ФРГ.
Кроме того в стране немало беженцев из Ирана, прибывших после исламской революции 70-х гг., афганцев, прибывших в течении всего более чем двадцатилетнего периода военных действий в их стране, исповедующих ислам выходцев с африканского континента. Проблема выдворения и отправки домой подобного рода беженцев из отброшенных на иной, отсталый образ жизни, разрушенных войнами стран, тоже представляют собой немалую, вызывающую головную боль у местной и федеральной власти трудноразрешимую проблему.
Наиболее заметной добавкой к местному населению, не считая поздних переселенцев немецкой национальности, многие из них из стран бывшего СССР и восточной Европы, с превеликим трудом интегрируется в общество, являются турецкие «гастарбайтеры». Турецкая миграция самая мощная количественно. По официальной статистике еще к конце XXвв. число турок в Германии перевалило за 2млн. и в настоящее время равно 2,1млн. турецкая миграция, дебаты о вписанности которой в немецкое общество стали более актуальные в связи с тем, что Турция стучится в дверь ЕС, недавно был посвящен ряд статей под общим заголовком «Турки в Германии».
Наибольшие заботы «интеграторов» вызывают более сплоченные диаспоры, которые не хотят интегрировать в общество в соответствии с разработанной учеными теории мультикультурности. Но эта теория имеет мало общего с практикой, проблемами повседневной жизни иммигрантов и самих немцев. Лишь немногие из них считают, что живут в реально существующем многокультурном обществе. Хотя идея мультикультурного общества привлекательна для всех, кто осуждает ксенофобию, т.е. враждебное отношение к иностранцам.
Наиболее заметная среди всех иммигрантов крупная и все возрастающая турецкая диаспора «гастарбайтеров», многие из которых, прежде всего выучившиеся в немецких школах дети иммигрантов, по недавно принятому закону могут получить немецкие паспорта, но все же с трудом вписываются в европейско-немецкую культуру. Впрочем, равно, как и представители многих других диаспор, среди них растущие группы азиатского, африканского, латиноамериканского происхождения, в том числе даже выходцев из коммунистического Китая. Китайцы из КНР прибывают в составе туристических групп, а зтем стремяться правдами и неправдами обрести статус беженца и остаться в ФРГ. В начале XXIв. Эти и другие стремящиеся стать «гастрабайтерами» нежелательные мигранты доставляют все больше беспокойства. 93% беженцев – «туристов» из КНР, по оценкам властей, согласно закону подлежат немедленной высылке, но судебные разбирательства могут длиться годами, и китайские соискатели статуса беженца на все это время остаются в ФРГ.
В целом в стране живут 3,5млн. мусульман. Нелегальная же миграция, особенно донимающая власти и население стран ЕС, в т.ч. Германия, на то и нелегальная, чтобы не попадать в статистические отчеты и репортажи.