Ландшафты гор
Горный рельеф оказывает настолько большое дифференцирующее влияние на климатическую обстановку и физико-географические процессы, что пространственная дифференциация ландшафтов в горах становится необычайно сложной. Ландшафт общее типологическое понятие [Гвоздецкий, 1979]. Под горным ландшафтом подразумевают определенного характера горную территорию, горную местность, выделяющуюся среди соседних по всему комплексу природных условий, по особенностям всех составляющих ландшафт компонентов, образующих в ландшафте диалектическое единство. Высотно-зональные типы ландшафтов характеризуются определенным соотношением тепла и влаги, выраженным величиной коэффициента увлажнения или радиационного индекса сухости, своими ландшафтно-геохимическими особенностями биологическим круговоротом воздушных мигрантов (углерод, кислород, водород) и во многих случаях типоморфными элементами водной миграции, в большинстве случаев определенным типом почв и типом растительности. Примеры высотно-зональных типов ландшафта умеренного пояса: горно-луговой, горно-лесной, горно-степной и т. п. Аналогичные типы выделяются в субтропическом и тропическом широтных поясах с прибавлением к названию субтропический . В горах тропического пояса есть и такие высотно-зональные типы ландшафтов, которые в умеренном и субтропическом поясах не встречаются, например горно-парамосный. Нередко высотно-зональные черты ландшафта затушевываются, проявляются недостаточно четко. В таких случаях выделяются интразональные типы, например скально-осыпной ландшафт или ландшафт голого горного карста [Гвоздецкий, 1961]. Подтипы ландшафтов, представляющие собой по существу варианты типов, выделяются внутри типов в горах главным образом в связи с дифференциацией высотных зон на пояса. Для них значения увлажнения берутся в более узких границах, но в пределах показателей типа, так же как и геохимические данные. Они характеризуются уже не типами почв и растительности, а обычно их подтипами. Примерами подтипов ландшафтов могут служить: горно-степной черноземный и горно-сухостепной ландшафты, горно-луговой альпийский и горно-луговой субальпийский и т. п. Класс горных ландшафтов принято разделять на несколько подклассов высокогорный, среднегорный, низкогорный, межгорно-котловинный, высоких плоскогорий. Если типы ландшафтов подчинять (в классификации) подклассам (высокогорно-степной, среднегорно-степной, среднегорно-лесной, низкогорно-лесной и т. п. ), то количество типов возрастает в 4 5 раз, и легенда к ландшафтной карте становится чрезмерно громоздкой, подчас занимающей площадь больше самой карты.
Поэтому при картографировании горных ландшафтов бывает целесообразно опускать классификационную ступень подклассов типы подчинять классу, а высотно-ярусные особенности рельефа принимать во внимание при разделении типов и подтипов на группы ландшафтов (ступень классификации, соответствующая роду). На этой ступени учитываются геолого-геоморфологические особенности горной территории, подчиненные ее высотно-зональным особенностям. Низшей классификационной ступенью считается вид горного ландшафта. Здесь его высотно-зональные (почвенно-биоклиматические) и геолого-геоморфологические особенности совмещаются наиболее тесно. Основная закономерность пространственной дифференциации горных ландшафтов высотная зональность. Этот термин наиболее точно передает суть и причину закономерности. Многие географы термин высотная зональность заменяют термином высотная поясность . У ботаников, как отмечено выше, узаконен термин поясность . Некоторые почвоведы также используют его, но большинство продолжает употреблять, следуя В. В. Докучаеву, термин вертикальная зональность . Ландшафтная высотная зональность это иная закономерность, касающаяся изменения с высотой целого комплекса природных условий. Поэтому географы вправе пользоваться своей терминологией. В спектре высотной зональности выделяются пояса, сходные с теми, которые выделяют ботаники (пояса буковых лесов, темнохвойных лесов, субальпийских лугов и т. д. ). Каждому поясу свойственен определенный комплекс природных условий. Пояса группируются в зоны (подобно тому, как в зоны группируются подзоны равнинных ландшафтов). Зоны выделяются по типу горного ландшафта (горно-лесной, горно-луговой, горно-степной, нивально-гляциальный и т. д. ), пояса по подтипу (по существу это высотные подзоны). Основная единица зона, а отсюда и термин зональность . Многие считают термины высотная зональность и вертикальная зональность синонимами. Однако это не так. К вертикальной зональности относится еще и глубинная зональность природы океанов, поэтому понятие вертикальная зональность более широкое, чем зональность высотная . На Кавказе предгорные и низкогорные ландшафты различны в разных частях. На северном склоне Большого Кавказа это ландшафты умеренного пояса степные на западе и в центре, полупустынные и степные на востоке. В Закавказье предгорья и низкогорья заняты субтропическими ландшафтами, на западе и юго-востоке влажными лесными (колхидскими и талышскими), на востоке полуксерофитными лесами, ксерофитными редколесьями и кустарниками.
В среднегорье прослеживается горно-лесная зона с широколиственными, преимущественно буковыми, лесами, над которыми в западной половине Кавказа прослеживаются пояса смешанных и темнохвойных лесов. Выше верхней опушки леса простирается горно-луговая зона с поясами субальпийским, альпийским и субнивальным. В последнем из них больше всего снежников перелетков и летних. Верхнюю зону гор, поднимающуюся выше снеговой линии и попадающую, следовательно, в область хионосферы, называют поясом (зоной) вечных снегов и ледников, или нивальным: (от латинского nivalis снежный) [Щукин, Щукина, 1959, с. 66]. Точнее называть эту зону нивально-гляциальной, при этом ледяные языки области абляции опускаются значительно ниже снеговой линии (и, следовательно, нижней границы хионосферы), а они неотъемлемая часть нивально-гляциальной зоны. Набор разного характера высотных зон и составляющих их поясов, подобный рассмотренным кавказским, типичный для горного макросклона, называют спектром высотной зональности. Его особенности обусловлены в первую очередь расположением в определенных широтах, в свойственных им широтном поясе и широтной зоне, а также в своем долготном секторе, отчего зависит степень континентальности горного климата и ландшафтов. Гвоздецким [1961] предложен следующий критерий отделения горных ландшафтов от равнинных. В одних случаях на довольно высоко приподнятых участках суши в силу их обширности широтная зональность ландшафтов может проявляться непосредственно (например, на равнинных просторах Монголии, у нас в основной части Среднесибирского плоскогорья). Эти ландшафты не должны относиться к горным. В других же случаях широтная зональность проявляется через спектр высотной зональности (в сыртовой области Тянь-Шаня, на лавовых плато Джавахетско-Армянского нагорья в Закавказье). В этих случаях, несмотря на наличие равнинных участков поверхности, ландшафты следует относить к классу горных. Высотная зональность проявляется во всех компонентах ландшафтов гор, не только в климате (точнее, свойствах атмосферы), почвах, растительности, животном мире, но также и в стоке и водных объектах, формах рельефа, геоморфологических процессах. Наблюдается высотно-ярусное распределение горных пород разного состава и возраста в связи с антиклинорным строением горных сооружений (например, Большого Кавказа), а геоморфологическая ярусность связана с высотной зональностью палеогеографических явлений, например плейстоценового оледенения, вызывавшего снижение снеговой линии и смещение вниз высотных зон. Таким образом, можно говорить о высотной ландшафтной зональности как зональности всего комплекса природных условий.
Следовательно, и при разработке типологии спектров высотной зональности ландшафтов учитывается изменение по вертикали не только биокомпонентов, но и геолого-геоморфологических особенностей, стока и т. д. Среди спектров высотной ландшафтной зональности выделяются полные и укороченные. На территории бывшего СССР наибольшей полнотой (развернутостью) спектров отличается Большой Кавказ, где на западе южного склона природа изменяется от субтропической до вечных снегов и льдов. Еще более развернутые спектры могут наблюдаться в низких, тропических широтах. Укороченные спектры с выпадением верхних зон и поясов характерны для среднегорных и низкогорных областей низких и средних широт. В высоких же широтах, в горах Арктики и Субарктики, севера умеренного пояса спектр укорачивается за счет выпадения нижних высотных зон и поясов. Характер высотной зональности, ее спектр зависят не только от положения гор в определенных широтных поясе и зоне, долготном секторе, но и от простирания горной системы. В горах, простирающихся меридионально или субмеридионально, особенно ярко в спектре высотной зональности ландшафтов проявляется широтная зональность. Долготно-ландшафтная дифференциация проявляется, но уже как бы на втором плане. На Урале, например, который четко делится на ряд горных физико-географических областей в соответствии с закономерностью широтной зональности, долготные различия определяют асимметрию высотных спектров западного и восточного склонов горной системы, которая зависит от лучших условий увлажнения западного склона. В широтных горных системах отчетливо выступает влияние на высотную зональность удаленности от основных источников влаги океанов и степени континентальности климата, т. е. долготно-ландшафтной дифференциации. Большую роль играет экспозиция склонов, как зависящая от ориентировки склонов на север, юг и т. д. (инсоляционная), так и ветровая, циркуляционная. При этом важна не местная инсоляционная экспозиция, а макроэкспозиция (см. раздел Метеоролого-климатические особенности гор ). Особенно велика роль экспозиции в горах с континентальным климатом (Тянь-Шань, Гиссаро-Алай). На асимметрию спектров высотной зональности северного и южного макросклонов широтных и субширотных горных систем существенно влияет их расположение на границе разных широтных географических поясов, например умеренного и субтропического (Большой Кавказ, Тянь-Шань). В этом случае действуют все факторы формирования различий в климате и природе соответствующих географических поясов, а влияние этих факторов совмещается с воздействием макроэкспозиции. Это воздействие сильнее в условиях более континентального климата, чем объясняются, например, более существенные экспозиционные различия в восточных частях Кавказа по сравнению с западными.
Экспозиционные различия в широтных и субширотных горных системах ярче проявляются в низкогорье и особенно в среднегорье, в высокогорье же роль их затушевывается господствующим (в умеренном и субтропическом поясах) западно-восточным переносом воздуха в средних слоях тропосферы. Как видно из изложенного, макроэкспозиция инсоляционная и ветровая обусловливают асимметрию высотной зональности, определяемую разной степенью суммарного нагрева поверхности солнечными лучами и различным количеством осадков на наветренных и подветренных склонах. С барьерным макроэкспозиционным влиянием и ветровой экспозицией связано появление собственно горных барьерных ландшафтов в системе барьерных ландшафтов, включающей также низкогорно-предгорные и пригорные равнинные, возникающие в результате барьерного влияния гор. В горах очень различны условия продолжительности освещенности и затененности склонов в зависимости от географической широты, экспозиции и крутизны склона, местных топографических особенностей (например, большая затененность в узких долинах, освещенность и затененность в связи с их ориентировкой, неровностями склонов), сезонной изменчивости высоты Солнца над горизонтом. Все это играет существенную роль в структуре и функционировании природных, а также культурных ландшафтов с поселениями и пахотными угодьями. Большую роль в дифференциации ландшафтов гор играет субстрат, причем не только скальные и полускальные коренные породы, но также и рыхлые отложения, характеризующиеся различными теплофизическими и водно-физическими свойствами. Выше говорилось о смещении вниз высотных зон во время плейстоценового оледенения гор. В литературе пока высказаны главным образом лишь общие соображения о развитии в ходе этого процесса, продолжавшегося поднятия и последовавшей деградации оледенения, высокогорных ландшафтов. Необходимо выяснить, как под влиянием новейших тектонических движений и смен палеогеографической обстановки изменялись и формировались спектры высотной зональности ландшафтов, каков возраст разных высотных зон, как изменялись экспозиционные различия и как формировались нынешние. Для оценки изменчивости климатического режима в горах в связи с их ландшафтным изучением многое дают анализ поведения горных ледников, исследования высокогорных озер, погребенных почв, высокогорных растений-подушек, применение методов лихенометрии (годовой прирост лишайников), дендроиндикации (прирост годичных колец), палинологии. Во всех этих исследованиях огромную роль играет координата времени, прослеживаемая в палеогеографическом аспекте. Включение в объект анализа антропогенных влияний на горные ландшафты резко убыстряет события.
Здесь неоценимую роль играют стационарные наблюдения и наличие горных заповедников, служащих эталонами для сравнения с ними участков эксплуатируемой природы (с выпасом скота и т. п. ).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru