Их целью в Финляндии была Германия
К 60-летию окончания советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
Вряд ли можно ожидать от нас, что мы наденем траурные костюмы по поводу того, что господин Молотов и вместе с ним ответственные за политику СССР круги стали сейчас жертвами своей шакальей политики". Из радиовыступления президента Финляндии Р. Рюти с объявлением состояния войны между Финляндией и СССР, 26 июня 1941 г..
Шестьдесят лет назад на Карельском перешейке прекратили рваться бомбы и снаряды - 12 марта 1940 года Красная Армия прекратила наступление, а в Москве был подписан мир. По договору между СССР и Финляндией от последней была отторгнута не очень большая, но достаточно заселенная территория (что потребовало от финской стороны эвакуации сотен тысяч жителей и оставления многих фабрик и заводов врагу), благодаря чему граница была отодвинута от Ленинграда на несколько десятков километров. Кровавая советско-финляндская война закончилась, а из Кремля было заявлено на весь мир о том, что своей цели СССР достиг: "обеспечил безопасность города Ленина". Hо первоначально кампания задумывалась совсем для другого.
Вначале Советы пытались надавить на Финляндию дипломатически; параллельно с переговорами шло развертывание частей Красной армии, начавшееся сразу после подписания пакта Молотова-Риббентропа.
Финляндия на угрозы и посулы не поддалась, и 26 ноября на советской части Карельского перешейка в районе деревни Майнила прогремело несколько взрывов: советская сторона устроила провокацию с целью развязывания конфликта. 30 ноября СССР напал на Финляндию.
Уже к 1 декабря было сформировано "Hародное правительство" (самораспустилось в начале марта 1940 года) во главе с коминтерновцем Отто Куусиненом. Была сформирована и "Красная армия Финляндии" из советских граждан карело-финского происхождения. Советские командиры и комиссары, внимая лозунгам советской пропаганды, говорили друг другу в начале кампании: "Скоро встретимся в Хельсинки!" Солдаты получили приказ приветствовать шведских пограничников на финляндско-шведской границе и препятствовать населению бежать из Финляндии. Все говорит о том, что готовился полный захват страны, а не пресловутое отодвигание границ от Ленинграда на несколько десятков километров.
Историк И.Мельтюхов на основе ранее недоступных документов из российских архивов выдвинул предположение, что Сталин не намеревался включить Финляндию в состав СССР. Возможно, было решено провести там преобразования по типу изменений в странах Восточной Европы в 1945-49 гг. с первоначальным созданием коалиционного левого правительства с постепенной его "большевизацией" (см. ж. "Отечественная история", 1993, N3). Даже в этом случае независимость страны Суоми была бы чисто номинальной.
Hо из-за целого ряда (в основном внешнеполитических) причин СССР пришлось ограничиться захватом у Финляндии практически лишь Карельского перешейка (март 1940 г.). Хотя теперь с чисто военной точки зрения был, вероятно, возможен захват и всей Финляндии: линия Маннергейма была преодолена.
Зачем все это затевалось?
Промышленность Германии была очень плохо обеспечена сырьем, его приходилось импортировать. Главным сырьем в современной войне является металл. Две трети железной руды, необходимой для нормальной работы германской экономики, импортировались из Швеции. Оттуда же импортировались цветные и тяжелые металлы, которых Третьему Рейху не хватало даже с учетом этих поставок. Рудники, расположенные на севере Швеции, лежали на расстоянии всего 120 км от границы с Финляндией.
Не следует забывать и того, что сама Финляндия поставляла в Германию никель, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Захват Финляндии обеспечивал для СССР возможность разбить Германию (а значит, и захватить Европу), даже не ведя кровопролитных сражений с Вермахтом. Не потребовалось бы пережимать и нефтяную артерию Румыния-Германия, о значимости которой неоднократно писали многие (например, В. Суворов).
Скажем, 14 июня 1940 года (в то время как немцы, почти израсходовав боезапас, победоносно входили в Париж) советские подлодки с финских баз атаковали бы корабли, везущие сырье в Германию, авиация с территории Финляндии отбомбилась бы по шведским рудникам и погрузочным станциям. А Красная Армия могла захватить их в короткое время: шведскую армию современной назвать было никак нельзя. Поставки сырья из СССР в Германию также прекратились бы. Вермахту просто нечем было бы воевать против восточного соседа. Сталин же, оставив на всякий случай на западных границах СССР заслон из сотен дивизий, мог спокойно ждать, глядя, как германская экономика останавливается. Забудем на секунду о воюющей Британии и недобитой Франции. Предположим, что Гитлер сумел бы все-таки как-нибудь извернуться, переправить дополнительные войска из Франции в Польшу, Норвегию и Швецию, достать для них откуда-нибудь боеприпасы и бросить против превосходящих по всем параметрам сил Красной Армии. В этом случае Красной армии было бы достаточно захватить румынские нефтепромыслы (а немецких войск в Румынии на тот момент не было), что оставило бы всю германскую промышленность, транспорт, флот, армию и ВВС еще и без нефтепродуктов.
Подтверждение вышеизложенному можно найти в словах "всесоюзного старосты" М.Калинина: "Если бы, конечно, присоединить Финляндию, то положение еще более улучшилось с точки зрения стратегии" (см.: "Готовил ли Сталин наступательную войну". М.,1995, с.138). Эта фраза Калинина говорит о том, что в Кремле не просто знали о важнейшем стратегическом положении Финляндии, но и активно обсуждали возможности использовать ее территорию в скорой войне с Рейхом.
Гитлер тоже осознавал и заявлял, что: "При нападении на Финляндию зимой 1939/40 года у них не было иной цели, кроме как создать на побережье Балтийского моря военные базы и использовать их затем против нас".
Вышеприведенная же фраза Сталина от 17 апреля 1940 года о том, что "теперь угроза Гельсингфорсу стоит с двух сторон - Выборг и Ханко", не оставляет сомнений на счет дальнейших советских планов относительно Финляндии.
Но развивающиеся события не позволили осуществиться этим поистине грандиозным замыслам.
Список литературы
Гогун Александр (Санкт-Петербург) "Их целью в Финляндии была Германия"Пикер. Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.