Далёкая от внешнего и внутреннего мира, раздираемая социальными противоречиями, борьбой казацких группировок, Украина чувствовала на себе пристальные взгляды сразу нескольких заинтересованных в её судьбе государств – не только России и Польши, но также Турции и Крыма. Сменялись один за другим гетманы – Павел Тетеря, Пётр Дорошенко, Иван Брюховецкий, Демьян Многогрешный и др.
Все они придерживались пропольской и протурецкой ориентации и были в лучшем случае неверными союзниками Москвы, а в худшем – её прямыми врагами. Глуховская рада, состоявшаяся в марте 1669 года, на кокое-то время улучшила отношения верхов украинского общества с русской администрацией на Украине. Глава Малороссийского приказа (высшего российского учреждения, ведавшего украинскими делами) Артамон Сергеевич Матвеев со своей стороны стремился контролировать ситуацию с помощью тайных агентов. Он изыскивал возможности, чтобы склонить «под царскую руку» Дорошенко и правобережное казачество, среди которого было немало людей, симпатизировавших России.
Между тем Польша, ведущая тяжёлую войну с турками, и Дорошенко согласились на раздел Правобережья с турецким султаном и гетманом. В октябре 1676 года король Ян Собесский заключил с Турцией Журавинский договор и отдал султану Подолию. Тем самым он предал своего союзника Россию в борьбе с османами и татарами.
Россия в течение нескольких лет готовилась оказать отпор туркам, вела дипломатическую разведку в Европе, а в 1673 году начала военные действия против турок, татар и казаков Дорошенко. В ходе боёв отличились войска Григория Ивановича Косыгова, запорожского кошевого атамана Серко и воронежская флотилия. В 1676 году Косыгов и Леонтий Полуботок без боя заняли Чигирин – столицу принявшего турецкое подданство гетмана. Дорошенко капитулировал (через три года он уже благополучно сидел воеводой в богатой Вятке).
В августе 1677 года 60-тысячная армия Ромодановского и гетмана Самойловича пришла на выручку Чигирину, осаждённому 120-тысячным войском Ибрагим-паши. Преимущество русских в артиллерии, а также в боевой выучке в полной мере проявилось в сражении 26-28 августа. Следующим летом Ромодановский и Самойлович вновь переправились через Днепр у Чигирина для отпора 125-тысячной армии великого визиря Кара Мустафы. В военных действиях, развернувшихся в июле и августе, русско-украинские полки вновь нанесли туркам и татарам ряд чувствительных поражений. Последним всё же удалось захватить город, который был после этого разрушен. Некоторые историки предполагают, что действия Ромодановского, до этого не раз демонстрировавшего полководческое искусство и личную отвагу, контролировались его «товарищем» (вторым воеводой), князем Василием Васильевичем Голицыным, прибывшим из Москвы с секретной миссией и не желавшим продолжения войны. Впрочем, попытка турок развить наступление была тут же пресечена. Натиск их армий на Украину удалось отбить. В 1686 году после долгих проволочек со стороны поляков, свар, споров и психологического давления в Москве был заключён «вечный мир» с Польшей, утверждённый 24 ноября во Львове Яном Собесским. Мир устанавливался на условиях Андрусовского перемирия. Короля душили слёзы, когда он ставил на документе свою подпись.
Таким образом вопрос об окончательном решении судьбы Украины и Белоруссии был снят с повестки дня до следующего, восемнадцатого столетия