Образ Че стал кумиром миллионов. Его называют революционером № 1 XX века. Идеалом коммунистического борца, партизанским рыцарем.
Действительно, в нем многое от рыцарского идеала: аскетизм, борьба против угнетателей бедных, за правду и свободу, скромность….
Однако как стал команданте Че Гевара тем, кем мы его знаем и помним. Живой легендой, воспеваемой еще при жизни песней Карлоса Пуэблы…. Революционерами не рождаются, ими становятся…
В 1964 году одна испанка, однофамилица Эрнесто Гевары, написала ему письмо, намекая на возможность родства. Он ответил: «По правде говоря, я не знаю, из какой части Испании происходят мои предки. Знаю только, что они очень давно уехали оттуда, что называется, «в чем мать родила». И я не хожу сeйчас в таком же виде лишь потому, что это не особенно удобно. Я не думаю, что мы близкие родственники. Но если Вы способны трепетать от негодования при виде любой несправедливости, совершающейся в этом мире, то мы с Вами — товарищи, а это гораздо важнее».
Психологи утверждают, что по внешнему виду жилища человека можно многое сказать о его внутреннем мире. Один из отечественных специалистов, который в течение нескольких лет прожил на Кубе и проработал вместе с Геварой, так рассказывает о его доме:
«Переступив три ступеньки и пройдя коридор, мы оказались в небольшой комнате, в которой стояли деревянный шкаф, стол и три простых стула с жесткими сиденьями. Только шкаф сохранил слабые следы коричневой краски. Все было сработано из грубо отесанного соснового дерева. На столе не было скатерти или клеенки, а простые окна не имели занавесок. В комнате не было никаких украшений. Пол из мраморной крошки не был покрыт ковром или циновкой. С потолка свешивалась лампочка без абажура, которая освещала комнату довольно тусклым светом. Больше, за исключением пепельницы и коробки дешевых сигар на столе, ничего не было».
Че Гевара с юных лет привык к простой жизни и отсутствию каких-либо украшений, излишеств, а иногда и, казалось бы, самых необходимых в житейском обиходе вещей. Эти его привычки, которые глубоко отвечали его натуре. Такой, казалось, излишне жесткий рационализм не был искусственным. Он представлял черту его характера. Это фактически отражало его постоянное стремление отдать революции все силы, использовать все возможности и не оставлять лично для себя никаких излишеств.
14 июня 1928 года родился Эрнесто (Че) Гевара де ла Серна.
Его отец Эрнесто Гевара.
Мать Че Гевары донья Селия де ла Серна.
Эрнесто было два года, когда он заболел бронхиальной астмой.
На последнем курсе университета Эрнесто вместе со своим другом путешествует по латинской Америке, работая в лепрозориях. За этот год Че посетил Тринидад, Британскую Гвиану, Чили, Перу, Колумбию и Венесуэлу. В перуанском лепрозории «Сан-Пабло» он пробыл довольно длительный срок, занимаясь врачебной деятельностью. Однако в большинстве лепрозориев, расположенных в отдаленных от очагов цивилизации местах или джунглях, страдающий астмой Че Гевара жить просто не мог.
Многочисленные поездки решительно изменили его мировоззрение. Перед ним предстали беспросветная нищета большинства населения континента, его внимание привлекли гражданская война в Колумбии, а особенно революция 1952 года в Боливии. Из обычного медика Эрнесто Че Гевара постепенно превращается в «революционного врача».
После окончания университета в 1953 году Че отказывается от предложения поработать в аллергологической клинике, ибо - «аллергия - болезнь богатых, бедняки о ней не знают».
Боливийская революция. Эта революция не кажется ему «настоящей».
«Настоящими» представлялись события в Гватемале.
Гватемальское правительство Хакобо Арбенса Гусмана (1951-54) проводит радикальные преобразования, особое место среди которых занимает аграрная реформа. Карликовая Гватемала бросает открытый вызов великану – американским компаниям, собственность которых национализируется. Но Гватемала была слишком слаба, чтобы довести революционные преобразования до конца. Под нажимом «UFC» («Юнайтед фрут компани») правительство США организует силами армий Гондураса и Никарагуа интервенцию против страны-бунтаря. В результате вторжения режим Арбенса пал и к власти пришёл подполковник Кастильо Армас.
Гватемальский период – становление Че как марскиста.
Перебирается в Мексику.
Знакомство с Фиделем. Кубинский период
Обучение партизанскому делу.
Че – теоретик. Че Гевара уже считал себя марксистом и коммунистом, а Фидель «еще был типичным латиноамериканским буржуазным революционером». «Капитал» К. Маркса он так и не сумел одолеть, остановившись на 370 странице. Через много лет Кастро скажет: «Че имел более зрелые, по сравнению со мной, революционные взгляды. В идеологическом, теоретическом плане он был более образован. По сравнению со мной он был более передовым революционером». «Теоретик» Че внушал Фиделю огромное уважение. Именно под его влиянием происходила эволюция взглядов Кастро и «Движения 26 июля».
Вооруженная борьба с режимом Батиста на Кубе. Едет туда как врач, но уже вскоре получает высшее высшее звание в повстанческой армии звание майора (команданте).
Специальным декретом провозглашается гражданином Кубы с правами урожденного кубинца.
Революция побеждает.
Че Гевара становится одним из авторов аграрной реформы (17 мая 1959 года) на Кубе, а вскоре занимает пост - директора Национального банка страны.
Он исполняет наиболее важные дипломатические задания: устанавливает экономические отношения Кубы с СССР, КНР и другими странами,
укрепляет влияние Кубы в странах «третьего мира»,
ведет переговоры с президентами Бразилии и Аргентины,
представляет Кубу в ООН (в Нью-Йорке и в Женеве),
на конференции Межамериканского экономического совета в Пунта-дель-Эсте
Че призывает организации кубинских революционеров решительно встать на марксистские позиции
Эрнесто Че Гевара в этот период углубленно изучает классические произведения марксизма , знакомится с практикой социализма в Югославии и СССР. Оба варианта кажутся ему «слишком капиталистическими». Но если Югославию он открыто критикует, то в отношении СССР предпочитает вести себя чрезвычайно осторожно, ибо от позиции Советского Союза напрямую зависит существование революционной Кубы. Однако в своём выступление на II Экономическом семинаре афро-азиатской солидарности в Алжире (24 февраля 1965 года) Че обвиняет «социалистические страны» в «империалистической эксплуатации» стран «третьего мира».
Противоречие Че Гевары было в том, что он стремился к власти, но не хотел входить в нее. Возможно, он видел, во что выливаются светлые коммунистические лозунги, например, в СССР. После 7 лет работы на Кубе Че исчезает. С горсткой товарищей Гевара отправляется в Боливию. Он верил в мировую революцию. Хотел доказать, что победа Кубинской революции – это не историческая случайность…
Эрнесто предчувствовал, что эта поездка может оказаться последней… так оно и получилось.
Образ Че оказал определяющую роль на молодых бунтовщиков 60-х годов, он стал кумиром левых подпольных группировок, его именем были названы повстанческие отряды на территориях от Вьетнама до Колумбии.
Эрнесто Че Гевара писал: «Мое поражение не будет означать, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден».