Введение
С обретением государственной независимости перед Казахстаномвстают сложные, необычные вопросы. Ответы на них могут быть получены,если прежде всего обратиться к историческому опыту, отражающемуобщечеловеческие и национальные начала. В конце XIX века, когдастановится все более очевидным приоритет общечеловеческих ценностей,особое значение приобретает выявление накопленного народами Казахстанагуманистического, демократического и политического потенциала. Большой научный интерес представляет исследованиеполитико-администартивной реформы, проводившийся в Казахстане в1867-1868 гг., вызвавшей, как известно, значительные изменеия всоциальной, политической и правовой жизни казахского обществаэтих лет. Рассмотрение подлинных мотивов и устремлений господствующихсоциальных групп и правительственных кругов, заложенных в этойреформе, воссоздание целостной политико-административной конструкциипреобразований в управлении краем и его регионами, а такжеисторико-сравнительный и социологический анализ содержания реформыпредставляют актуальную проблему исторической науки. Реальныепоследствия реформы управления 1867/68 гг. нуждаются в дальнейшемизучении, в частности их политические последствия. Именно в этом планеизучение указанной реформы способно дать глубокое знание исследуемогопредмета. Политическое развитие, функционирование и практическаядеятельность административно-политической системы управленияКазахстаном в XIX веке с их негативным и и позитивным опытом,несомненно, имеют значение и в наши дни и в известной мере могут датьответы на проблемы сегодняшнего дня. Из истории создания и принятия реформы 1867/68 гг. После завоевания юго-восточного Казахстана и прилегающих облатейСредней Азии в правительственных кругах Российской империи остро всталвопрос о системе управления национальными окраинами. Особеннос ложнойэта проблема была в отношении Средней Азии и Казахстана с их этническипестрым составом населения, различным уровнем социального иэкономического развития. Опыт прежнего административного управления в Казахстане ирезультаты управленческих экспериментов на Кавказе были использованыцарским законодателем в подготовленных реформах. 5 июня 1965 года Александр II утвердил проект министерств,который предусматривал: "...для изучения начал и составления проектабудущего устройства киргизского управления, командировать в степьособую Комиссию в составе двух чинов, по одному от каждогоминистерства, делопроизводителя и двух депутатов от Западной Сибири иОренбургского края..."3. В состав комиссии были включены следующие лица: со стороны МВД -действительный статский советник Гирс - председатель комиссии; состороны военного министерства - полковник Гейнс, со стороныОренбургского края - полковник Гутковский, от Западной Сибири -капитан Проценко.
4 июля 1967 года состоялось заседание Комитета министров, котороерассмотрело все представленные проекты и предпочтение было отданопроекту комиссии Гирса. Последний вариант проекта комиссии Гирса был передан нарассмотрение Государственного Совета, где он обсуждался с 3 мая по 30сентября 1868 года.* ("О пребразовании управления степных областейОренбургсокого и Западно-Сибирского генерал-губернаторства"Департамент законов. Опись дел архива Государственного совета. Т.7.СПб.1911. С113.) В Государственном Совете были сделаны небольшие замечания,которые не касались его основных положений, и проект был передан нарассмотрение Комитета министров. Комитет министров на заседании 8 октября 1868 года пришел кзаключению , что "ввиду засвидетельствования главных местных начальство совершенной необходимости безотлагательного введения в действиенастоящего проекта положения"* он может быть одобрен в общих чертах. Но Комитет министров утвердил проект комиссии Гирса не какпостоянно действующий, а временный закон, действующий в течение двухлет, "имея ввиду, что в делах, подобных настоящему, один лишь опытможет служить безошибочным и вполне надежным руководителем". 21октября 1868 года решение Комитета министров было утвержденоАлександром II. Так был разработан и утвержден проект "Временного положения обуправлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинскойобластях", который, несмотря на его временный характер и неоднократныепопытки переработки, просуществовал более 20 лет. Основные социально-политические направления реформ 1867-1868 гг. Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. был ререход от опоры насултанов, крупных биев к ориентации на более многочисленную социальнуюгруппу: биев и баев, экономическая роль которых резко возрасла спроникновением в экономику казахского аула некоторыхторгово-капиталистических элементов. Этот аспект реформы ярко выражен в системе формирования органовместного самоуправления казахов по положениям 1867-1868 гг. Одним из главных направлений реформ 1867-1868 гг. было созданиебольшой военно-бюрократической машины в Казахстане. Аппаратколониальной администрации, с некоторыми исключениями, формировался измалообразованных людей, главным образом, офицеров, состоящих надействительной военно службе, и отставных офицеров, которыерассматривали свою службу как хорошую возможность быстро разбогатеть. Следующим направлением реформ 1867-1868 гг. было стремлениецаризма превратить Казахстан во внутреннюю провинцию империи иплацдарм для дальнейшего присоединения территории Средней Азии.Положения реформы усиливали координацию действий колониальнойадминистрации по превращению Казахстана в базовый лагерь царизма, таккак они унифицировали военное и гражданское управление на всейтерритории казахской степи. В реформах 1867-1868 гг. было отражено стремление колониальнойадминистрации к интенсивной колонизации казахской степи. Все земликазахов, за редким исключением, были обявлены государственнойсобственностью и передавались казахам в пользование.
Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. было изменеиефискальной политики царского самодержавия в казахской степи.Анализируя кибиточный сбор, взимаемый с казахов Оренбургскоговедомства, комиссия Гирса приходит к выводу, что "в сущностикибиточный сбор далеко не достигает той цифры, которая по настоящемусостоянию степи следовала бы к поступлению в царскую казну". Исходя изэтого размер налога, взимаемы с каждого казаха был в значительнойстепени повышен, до 2 руб.75 коп. Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующиенаправления реформ 1867-1868 гг. в Казахстане: Изменение правового статуса Казахстана в составе Российской империи- постепенное превращение протекторатно-вассальных отношений вколониальные; Реорганизация управления - создание более эффективногоадминистративного аппарата и новой системы местного самоуправления,которая должна была сама себя содержать. Превращение Каазхстана в базовый лагерь царизма; Усиление налогового пресса для покрытия расходов на содержаниевойсковых подразделений и огромного количества чиновников. Объявление земель Казахстана государственной собственностью. Создание и развитие административно-территориальнойопределенности; Распространение общеимперского и уголовного законодательства; Создание новой структуры судебных органов как системы, болеегибко реагирующей на выступления населения Казахстана и своим остриемнаправленной против их борьбы. В реформах 1867-1868 гг., наряду с политическими иадминистративными переменами государственного управления в Казахстане,содержались нововведения, касающиеся экономического положенияКазахстана.
Так, была введена налоговая система, включающая многочисленныеофициальные сборы и налоги с кочевников: кибиточная подать по 3 рублядля казахов Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернств и2,75 рубля - для Туркестанской губернии, далее земской сбор по 50копеек в год с каждой кибитки, сборы на содержание местнойадминистрации и приезжающих царских чиновников, на народноеобразование, устройство дорог и мостов. Таким образом, на каждуюказахскую кибику приходилось до 5-7 рублей официальных сборов, хотя вдействительности эта цифра была значительно больше из-за проиволаместных властей. С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части ихдля нужд казачьих войск и русских переселенцев, развития горнойпромышленности, величашим велением царя вся казахская земля былаобъявлена государственной собственностью и предоставлялаь казахскомународу во временное пользование. Проведенные реформы 1867-1868 гг. способствовали проникновению иразвитию буржуазных отношений в Казахстане и сопровождалисьразрушением прежнего феодально-патриархального строя. ыли введеныограничения радиуса летних кочевок, осуществлялся переход казахскихскотоводов к постоянным зимним стоянкам, получили развитие земледелиеи сенокошение, промышленность и торговля, что повлекло за собойкрупные социально-экономические изменения в казахском обществе. С интенсивным развитием капитализма в России и необходимостьюрасширения внешнего рынка возрос интерес русского капитала кказахскому краю как богатому источнику животноводческого иминерального сырья, новому рынку для сбыта российских промышленныхтоваров и сфере приложения торгового, финансового и горнозаводскогокапитала. Все это способствовало расширеннию взаимных экономических связеймежду Россией и Казахстаном, проникновению в казахскую степь новыхтоварно-капиталистических отношений, дало импульс производительнымсилам сельского хозяйства в степном крае, переходу к новым, болеепрогрессивным формам хозяйтсвования и сопровождалосьсоциально-экономическими преобразованиями в казахском обществе. Перед реформами 1867-1868 гг. в Казахстане господствовалфеодальный способ производства с общинным землепользованием и сильнымипатриархально-родовыми отношениями в обществе. Кочевая формахозяйствования, господствующая в Казахстане и являющаяся главнойэкономической основой жизни казахов до проникновения капиталистическихотношений в казахское общество, с 70-х годов XIX века стало тормозитьэкономический и общественный прогресс в Казахстане. С развитием новыхтоварно-капиталистических отношений в казахской степи кочевая формахозяйствования стала заменяться более прогрессивными формами, такими,как полукочевое и оседлое, однако на значительной территорииКазахстана она по-прежнему оставалась доминирующим способом веденияхозяйства. Переходу казахов на новые формы хозяйствования способствовали: политические и административные меры, введенные царизмом вКазахстане (ограничение радиуса летних кочевок); массовое переселение в Казахстан обездоленных русских иукраинских крестьян, которые охотно делились с казахскими шаруа болеевысокой культурой земледелия; периодически повторяющиеся джуты (во второй половине XIX века ихбыло четыре: 1850-1851 гг., 1855-1856 гг., 1879-1880 гг., 1891-1892 гг. Первые кыстау (зимние стойбища) стали устраивать байскиехозяйства, а возле них группировались семьи бедных шаруа, находившиесяв экономической зависимости и родственных отношениях с ними.
К концу XX века казахские шаруа в срей основной массе перешли напостоянные зимовки с жилыми и хозяйственными постройками. Большинствошаруа стало заниматься сенокошением и заготовкой кормов на зимнийпериод. Под влиянием товарных отношений и хозяйственных нужд сталаменяться структура животноводства в казахском хозяйстве, большоезначение и численность приобрел крупный рогатый скот как тягловая силав земледелии, получило интенсивное развитие молочное направление. О структурном составе и изменении численности скота в последнейчетверти XIX века в Казахстане можно судить по следующим данным: Статистические данные показывают почти двухкратное увеличениепоголовья крупного рогатого скота. Отмечается некоторое уменьшениепоголовья лошадей, верблюдов, овец и коз. Наряду с экономическими переменами в казахской степи происходилитесно связанные с ними социальные изменения. Разложение натуральногохозяйства и новые экономические факторы, действующие в казахском ауле,приводили к дальнейшему усилению имущественного неравенства. Овозрастании имущественного неравенства в казахском обществе можносудить по следующим данным: если распределение скота в среднем на одноказахское хозяйство по разным уездам края колебалось от 40 до 70голов, что свидетельствовало о благополучном положении хозяйства, то вдействительности распределение по социальным категориям было резкодифференцированным. Подавляющее большинство казахских шаруа имело малоскота или вообще его не имело. Так, по результатам статистического обследования "в 1891 году вауле N 9 Раймской области Казалинского уезда числилось 209 хозяйств.Из них имели лошадей 124, без овец было 158 хозяйств, или 75,6% отвсего количества хозяйств. 128 хозяйств, т.е. более половины, имелилишь по 2-3 головы, 40 хозяйств не имели ни одной головы скота". Феодально-байская верхушка, наряду с использованием прежнихфеодально-патриархальных форм эксплуатации рабочй силы в виде слуг,колик-майлы и др., стала применять и новые формы капиталистическойэксплуатации. Обезземелившиеся шаруа в результате разорения и захватаих земель были вынуждены арендовать земли у феодально-байскойверхушки, что влекло за собой дальнейшую кабалу и долги.