История лука.
Старцев Роман
Лук — одно из древнейших видов оружия. Время его рождения относится к эпохе мезолита — от десяти до пяти тысяч лет до нашей эры. Он одинаково пригоден для войны, охоты и рыбной ловли и вследствие своей многофункциональности чрезвычайно жизнеспособен.
Конструкция лука довольно традиционна. В процессе развития оружия менялись лишь материалы, из которых оно создавалось. Первые луки, вероятно, состояли из деревянной палки, прочной и гибкой, особым образом высушенной, и тетивы, сплетенной из жил. Уже в каменном веке наконечники стрел встречались самой разной формы: пирамидальной, конической, сердцевидной, листовидной и многих других. Эти наконечники относятся к самым частым находкам на территории Европы, причем, судя по всему, их употребление продолжалось еще очень долгое время после того, как мир вступил в эпоху бронзы. Самая обыкновенная форма таких стрел — косоугольник, который после шлифовки боковых углов приобретает форму листа. Способы крепления наконечника к древку стрелы были различны. Многие наконечники стрел не превышали в длину 2 см и имели миндалевидную форму.
Значение лука для охоты отразилось во многих мифологических сказаниях древних народов, где он предстает с волом плодородия и даже мироздания.
С выделением скотоводческих племен возросла и роль лука. Связано это в пepвую очередь с тем, что из охотничьего он становится военным оружием. Социальная дифференциация и необходимость завоевания новых пастбищ приводили к военным столкновениям. Возникновение древнейших государств усугубило противостояние разных народов. В обстановке постоянных конфликтов лук становится одним из главных орудий войны.
Одной из первых стран, применивших луки как массовое вооружение, был Египет. В момент возникновения Древнего царства в конце IV тысячелетия до новой эры появляется египетская армия. Ее главной силой была пехота, которая умела применять различные военные построения (шеренги, колонны) и даже ходить в ногу. Основным оружием пехоты были лук и боевой топор. После освобождения в 1580 году до новой эры страны от азиатских племен гиксосов, захвативших в XVIII веке до новой эры Египет, наступил период Нового царства. Считается, что гиксосы привнесли в Египет новый вид войска — боевые колесницы. В каждую запрягалась пара лошадей, которыми управлял один возница со щитом. Рядом находился стрелок из лука. Его вооружение состояло из двух луков и метательных дротиков. Луки и стрелы крепились в чехлах и колчанах на борту колесницы. Стрельба из лука во время движения колесницы повышала его боевые возможности на 20%. Многочисленные изображения на барельефах позволяют восстановить внешний облик древнеегипетского лука. Большинство луков были простыми, то есть состояли из цельного куска дерева (часто акации), длиной более 1,5 м, по форме сегментовидными и двояковыгнутыми (в натянутом состоянии).
Со второй половины II тысячелетия до новой эры в Египте появляются и сложносоставные луки, состоявшие из древесины разных пород, пластин рога или кости и красиво украшенные. В междуречье Тигра и Евфрата в период с IV по I тысячелетие до новой эры сложилось несколько государств, в истории которых лук сыграл не последнюю роль. Вполне вероятно, что сложносоставные луки появились там, в конце IV тысячелетия до новой эры. Об этом свидетельствует изображение на «Стеле охоты», найденной при раскопках древнего шумерского города Урука. Однако широкое распространение в Месопотамии луки получили только в конце III тысячелетия до новой эры. О степени важности данного оружия говорят его изображения на монетах и стелах в качестве знаков царской власти.
Применение луков как массового оружия характерно для древнего Вавилона (XIX—VI века до новой эры) и еще больше для Ассирии, особенно при царе Тиглате-Палассаре III (745—727 годы до новой эры), когда страна достигла наивысшего могущества. Этот царь создал постоянное войско с четкой структурой: на 200 пехотинцев приходилось 10 всадников и 1 боевая колесница. При нем же получила развитие конница, вооруженная не только копьями, но и луками. Пехота делилась на тяжелую — воинов с копьем, мечом и защитным доспехом, и легкую, состоявшую из лучников и пращников. На поле боя лучник выступал под прикрытием щитоносца с копьем. Существовала определенная военная тактика, основные элементы которой использовались спустя многие столетия у разных народов и дожили до средневековой Европы. Бой начинали боевые колесницы, затем шли в атаку всадники. Тяжелая пехота выстраивалась в несколько шеренг. Лучники становились перед ним либо сзади. В последнем случае передние шеренги опускались на колено, чтобы не мешать стрельбе.
На территории современного Китая сложные луки из дерева, рога и сухожилий бытовали уже в последней четверти II тысячелетия до новой эры. Они были мощным больших размеров, концы снабжались накладками из рога. Основная дуга лука могла быть клееной из различной древесин, в том числе бамбука. С внешней сторон она усиливалась сухожилиями крупных животных. Скотоводчески-земледельческое хозяйство тамошних племен давало необходимые для таких луков материалы. Без особых изменений подобные луки существовали на протяжении всего I тысячелетия до новой эры. Немного подробнее нам известны луки степных кочевников Центральной Азии Найденные отечественными археологами последние 20 лет наконечники стрел и остатки луков позволяют реконструировать один из видов сложного лука. Он бытовал с кoнца I тысячелетия до новой эры до V века новой эры у племени гунну и сопредельных ними кочевников.
Гунны, активизировавшиеся во II веке до новой эры, по сведениям летописцев, были «всадниками, натягивающими лук». Лук был их главным оружием. Гуннский лук о носился к типу сложносоставных луков, его особенностью являлись костяные накладки расположенные в определенных местах дуг. Они способствовали возникновению у лука зон жесткости и упругости, что определяло его мощность. Экспансия гуннов на запад привела к появлению вариантов гуннских луков у соседних племен. Совершенствоваться он продолжил у древних тюрок и кочевников Восточной Европы в V—X веках до новой эры.
За несколько столетий до гуннов в степях Причерноморья существовали племена скифов, у которых имелся свой вариант лука, известный и другим народам. Роль лука в жизни скифов была столь велика, что он вошел в древнюю мифологию. Согласно Геродоту Геракл завещал власть над Скифией тому из своих сыновей, кто натянет его лук. А Плиний Старший вообще утверждал, что «лук и стрелы изобрел Скиф, сын Юпитера».
Широкое распространение луков скифского типа подтверждается многочисленными находками.
Скифы были конными лучниками и умели стрелять с обеих рук на скаку. Такая стрельба была не очень точна, но при обстреле неподвижной пехоты имела смысл. Скифские луки были небольших размеров (65—80 см), что удобно для всадников. Стрелы обычно снабжались бронзовыми трехлопастными наконечниками. Скифы носили луки и стрелы в одном футляре, который назывался горитом. Хотя созданное скифами государство существовало недолго ( с VII века до новой эры по III век новой эры), луки скифского типа распространились среди многих народов Ближнего Востока и Европы, в частности у греков, персов, парфян. В армии Древней Греции луки практически не применяли, поскольку преобладал специфический тип организации пехоты — тяжеловооруженная фаланга. Однако грекам лук был известен.
Сложный лук, как выяснили историки, пришел в Восточную Европу вместе со скифами в I тысячелетии до нашей эры и сразу получил широкое распространение, будучи по достоинству оценен тогдашними воинами похотниками. К VIII-IX вв. нашей эры сложным луком пользовались повсеместно на всей европейской части современной России. Простые луки, которые изредка попадаются археологам в слоях той эпохи, были предназначены для охоты на звериных тропах либо служили детскими игрушками — искусство стрельбы из лука требовало обучения с самого раннего возраста. Маленькие, до 1 м длиной, детские луки из упругого можжевельника ученые нашли при раскопках Старой Ладоги, Новгорода, Старой Руссы и других городов России.
Когда заходит речь об искусстве стрельбы из лука, в первую очередь вспоминают об Англии. Долгое время считалось, что английские стрелки не знали себе равных. Они попадали в цель с 300 м. При этом лук имел длину 2 м, а управляли им два-три человека, не считая щитового прикрытия.
Когда легионеры Юлия Цезаря пытались осенью 55 года до новой эры высадиться на британском побережье, его десант с римских кораблей был встречен метким огнем из луков и контратаками конницы и колесниц британцев. Боевой лук британцев, а позднее англичан всегда был простым, его дуга состояла из древесины одной породы. Считается, что самый длинный лук (по английски long bow) был создан в Южном Уэльсе и достигал длины 2,2 м. После победы английского короля Эдуарда I над шотландцами в 1298 году такой лук стал главным боевым оружием английской пехоты. Более того, он был вообще любимым видом оружия в Англии.
Между тем и данные археологических раскопок, и сохранившиеся письменные источники свидетельствуют: луки, бывшие в употреблении у славян, а также у арабов, персов, турок, татар и других народов Востока, превосходили западноевропейские — скандинавские, английские, немецкие как по уровню своего технического совершенства, так и по боевой эффективности.
С началом возрождения пехоты в Европе в XIII—XIV веках повышается и значение лука. Он становится армейским оружием, и почти все знаменитые битвы Средневековья начинались с обстрела позиций противника лучниками. В некоторых боях, например при Азенкуре в 1415 году, лучники сыграли решающую роль. 25 тысяч французских рыцарей столкнулись с 5700 англичанами, в основном лучниками. Англичане, спрятавшись за частоколом, просто расстреляли цвет французского рыцарства. Спустя 30 лет другой французский король Карл VII создает наемное войско, в состав которого входили и конные, и пешие лучники.
Луки на Руси были широко распространены. Об этом помимо археологических находок свидетельствуют рисунки в древнерусских летописях, а также изображения на памятниках искусства. В русских былинах лук присутствует постоянно. В летописях упоминаются мастера лучники и тульники (тул — колчан). В Ливонских хрониках записано, что на Руси существовали специальные отряды стрелков-лучников. В более позднее время на вооружении поместной конницы в обязательном порядке состоял саадак — набор из лука в налучье и колчана со стрелами. Русские воины владели луком не хуже татар, с которыми они постоянно воевали. В московских мастерских Оружейной палаты со второй половины XVI века наладили производство луков и на турецкий, и на персидский, и на московский «манер». Саадак обязательно входил в состав парадного вооружения русских военачальников. В этом случае налучье и колчан украшались аппликациями, вышивались золотыми и серебряными нитями и даже отделывались драгоценными камнями. Сам лук и стрелы расписывались цветными красками, «твореным» золотом, лаками, а наконечники стрел золотились и отделывались гравировкой.
В период распада рыцарства в Европе в XV веке и замены его на пехоту и кавалерию арбалет начал теснить лук. Связано это было с тем, что стрельба из лука требовала долгого обучения стрелка. Арбалет был мощнее и уступал луку лишь в скорострельности, поэтому он почти вытеснил лук из армии. Но не надолго: в начале XVI века его сменил мушкет — ручное огнестрельное оружие.
Лук ушел из военной сферы, но остался спортивным и охотничьим оружием. В Европе образовались общества любителей стрельбы из лука, которые просуществовали до XIX века. Что касается России, то здесь лук сохранялся довольно долго у национальных меньшинств. Хорошо известен пример, что в составе русской армии, вошедшей в 1814 году в Париж, были калмыки и башкиры, вооруженные луками.
Любителей стрельбы из лука называют токсофилитами.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mobidic.ru/