ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В БЕЛОВЕЖЬЕ
Точная дата возникновения православного прихода в Беловежье неизвестна. Наиболее вероятным представляется, что это произошло в 1800 - начале 1801 гг. Первый православный храм был деревянным, крытым соломой. На протяжении он оставался так и недостроенным. Иконостас был установлен только в 1836 году. Церковь, даже несколько лет спустя, в 1845 г. имела довольно убогий внешний вид и скудное убранство, о чем пишет в своих путевых записках русский статистик и географ К.И. Арсеньев. Мало что изменилось и в последующее время. К 1870 г. храм пришел в такую ветхость, что решено было его разобрать. Ранее, в 1853 г., поблизости была построена новая деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В 1853 г. беловежский приход был включен в Шерешевское благочиние.
7 октября 1860 г. храм посетил император Александр II, который в это время охотился в Беловежской Пуще. В 1870 г. при храме было учреждено опекунство, председателем которого в конце XIX в. был управляющий царского двора генерал-майор П. Попов. В 1900 г. опекунство располагало денежными средствами в сумме свыше 260 рублей. При храме был хор, состоявший из учеников местной школы. Впоследствии появился еще один хор из служащих. Оба хора любил слушать император Николай II. Их исполнительское мастерство высоко оценивали великие князья, посещавшие Пущу.
В сентябре 1880 г. церковь посетил епископ Брестский Донат. После неполных тридцати лет своего существования она находилась в ужасном состоянии. Храм настолько наклонился набок, что стену приходилось подпирать жердями. В таком виде 11 декабря 1885 г. его и застал великий князь Николай Николаевич. По возвращении в Петербург он начал хлопотать о строительстве нового каменного храма. В 1888 г. Беловежская Пуща отошла к землям дворцового ведомства. Годом позже в Беловежье приступили к строительству представительного дворца. Старую церковь разобрали, а строительные материалы передали православному приходу в с. Пухлы, где он был использован для возведения кладбищенской часовни. Строительство храма по плану виленского архитектора Пименова началось вскоре после того, как приступили к возведению дворца. 20 августа 1894 г. строительство посетил император Александр III, на чьи средства создавался храм. В 1891 г. было закончено строительство приходского дома и хозяйственных построек для приходского священника, в 1893 г. - строения для певчих. Средства на это выделило главное управление уделов. 22 января 1895 г. епископ Литовский и Виленский Иероним освятил новый храм, признанный в то время самым красивым в Гродненской губернии. Вечером того же дня в церкви состоялась панихида по императору Александру III.
Новый храм был построен из красного кирпича, а фундамент сложен из тесаного камня из Беловежской Пущи. Церковь увенчали две главы, одна из которых выполняла роль колокольни. Крышу покрыли выкрашенным в черный цвет листовым железом. Иконостас был выполнен из китайского фарфора , привезенного из Петербурга. В настоящее время -это единственный иконостас подобного типа во всей Польше. Строительные работы окончательно были закончены в 1897 г. незадолго до посещения Беловежья императором Николаем II. Стоимость строительства церкви достигла 54 тысячи рублей.
В 1905 г. приход насчитывал 2315 человек. Прихожанами были жители деревень Сточек, Застава, Подоляны, Погожельце, Теремиски, Прыбудки. До 1900 г. приход административно подчинялся Литовской епархии, затем (до 1915 г.) - Гродненской. В 1908 г. в Гродно было получено разрешение консистории на проведение в церкви электричества. В 1911 г. были закуплены хоругви. Сохранились имена и фамилии священников служивших на приходе до начала Первой мировой войны: Чайковски (1846 г.), Парфений Базилевский (1851-1853), Ян Якубовский (до 1870 г.), Кирилл Шириньский (14.XII.1870-11.III.1884), Михаил Шириньский (с 24.VI.1884 до своей смерти 28.IV.1915) и, недолго, Александр Гелея.
В августе 1915 г. православное население Беловежья было вынуждено эвакуироваться в глубь России. Была вывезена большая часть церковной утвари, в том числе колокол весом 125 кг, чей могучий звон при благоприятных погодных условиях доходил до границ Беловежской Пущи. Иконостас лишился икон и царских и диаконских врат. После окончания войны сильно поредевшие прихожане вернулись в родные края. Храм, к счастью, уцелел. Был только сожжен в 1919 г. дом, предназначенный для певчих. Восстановили его только во время Второй мировой войны.
В 1933 г. на территории прихода было отмечено четыре случая чудесного обновления икон: две иконы в д. Сточек, одна - в Подолянах и одна - в Теремиски. Икону из деревни Теремиски ее владетели перенесли с торжественным крестным ходом в приходскую церковь. В 1936 г. члены приходского братства и прихожане получили похвальную грамоту от епископа Гродненского и Новогрудского. В межвоенный период храм был отремонтирован. Восполнено его бедное убранство. Был куплен новый небольшой колокол. В 1938 г. Ян Байко, Василий Байко и Ян Волковыцкий подарили храму четыре ценные иконы. В конце 1924 г. приход насчитывал 2 133 прихожанина. В него входили деревни Сточек, Застава, Подоляны, Кшыже, Погожельце, Теремиски, Прыбудки (Буды) и Хвойник. Накануне начала Второй мировой войны число прихожан выросло вдвое и превысило 5 тысяч человек. Во главе прихода находились о. Аполинарий Костеньчик (23. VIII.1918- 10.III.1924), о. Николай Ежыковский (10.III.1924- 1.II.1925). Начиная с 20.IX.1924 обязанности настоятеляя временно исполнял о. Леонтий Каньковский, с 25.X.1924 о. Ян Скальский. Его сменил о. Владимир Цехан (15.IV.1931- 1.V.1939). 1 мая 1939 г. приход принял о. Клавдий Пушкарский.
Весь трагизм Второй мировой войны прихожане Беловежья осознали уже в первый ее день. 1 сентября 1939 г. ранним утром над Беловежьем появились немецкие самолеты. Один из них сбросил несколько бомб, две из которых попали в храм. Одна взорвалась внутри храма, другая - снаружи, рядом с фундаментом. Была полностью уничтожена северная стена с прилегающим к ней сводом. В других сводовых перекрытиях появились значительные трещины. Все окна с рамами и двери были вырваны ударной волной. Разлетевшиеся осколки бомбы уничтожили половину иконостаса. Со звонницы и крыши южного притвора упали металлические кресты. Была уничтожена электрическая установка и все церковное убранство, за исключением двух хоругвей. Церковь представляла из себя печальное зрелище.
Беловежье вскоре было занято советскими войсками, и восстановление не производилось. Оно началось после немецкой оккупации этих районов. Основная тяжесть восстановительных работ легла на плечи приходского священника Клавдия Пушкарского и церковного старосты Яна Смоктуновича. После того, как не удалось договориться с местными властями, о. Клавдий отправил делегацию прихожан в Берлин. Ян Смоктунович и Алексей Волковыцкий одели по этому поводу местные, груботканные национальные костюмы и лыковые лапти. Их поездка окончилась успешной. Составление сметы всех работ было поручено строительному мастеру немцу Казимежу Йонефу. Восстановительные работы начались 1 июня 1943 года. Руководил ими церковный староста. На строительстве было занято около 70 человек, не считая школьников, помогавших при расчистке руин. Настенные росписи и некоторые иконы обновил Теодор Гнич. Восстановлением иконостаса занимался Киприан Лисицкий, новые царские врата изготовил столяр Анатолий Харитонов. Ремонт церкви продолжался около четырех с половиной месяцев. 17 октября 1943 г. состоялось торжественное освящение обновленного храма. В церемонии приняли участие представители местных немецких властей. Освящение совершил декан из Хайнувки прот. Ян Громотович. Стоимость восстановительных работ достигла 33 300 немецких марок. Реставрация велась, в основном, на деньги из церковной кассы, добровольные пожертвования верующих Беловежского и соседних приходов, а также на дотации управления Гродненской епархии. В денежном выражении дарения в форме строительных материалов и бесплатной рабочей силы выражались суммой около 8500 марок.
Во время оккупации проводились массовые расправы над мирным населением. Одно из мест, где проводились казни, находилось рядом с церковным двором Ныне здесь положен валун с памятной доской. Растущие поблизости от церкви деревья каратели превратили в виселицы. Каждый раз к месту казни перед церковью сгоняли жителей Беловежья, заставляя их быть свидетелями жестокой расправы. Первый раз казнь через повешение состоялась 9 сентября 1942 года. Тела казненных оставляли висеть некоторое время, а затем их снимали с деревьев и хоронили на местном кладбище. В последний раз казнь рядом с церковью состоялась 17 сентября 1943 года. Было повешено свыше 90 человек. Многие из них были православными.
Опасность нового разрушения храма возникла 16 июля 1944 года, когда два немецких солдата решили разместить на колокольне станковый пулемет, чтобы удобней было обстреливать наступавшие части советской армии. К счастью о.Клавдию удалось уговорить солдат не делать этого.
В первые послевоенные годы в храме был расписан купол. В 1974 г. купили колокол весом 35 кг. В 80-х годах на церковном дворе было проведено электрическое освещение. В храме оборудованы подаренные ранее светильники. Была перекрыта крыша на небольшой часовне. В последние годы был проведен очередной капитальный ремонт приходского храма. Наряду с этим частично реставрировались росписи, было установлено новое большое паникадило. В связи с многочисленными кражами за последнее время в православных церквях Белосточчины в 1992 г. в церкви была установлена сигнализационная система. В 1993 г. отремонтировано ограждение церковного двора. Был также отремонтирован приходской дом и подключен к системе центрального отопления. Обустроена территория, прилегающая к храму.
Беловежский приход неоднократно принимал высоких и почетных гостей - представителей Православных Церквей - со всего мира. Здесь побывали Архиепископ Афинский и Митрополит всей Эллады Серафим (1978 г.), Архиепископ Вашингтонский и Митрополит всей Америки и Канады Феодосий (1982 г.), Архиепископ Карелии и всей Финляндии Павел (1984 г.). Постоянными гостями прихода бывают участники ежегодного Фестиваля церковной музыки, проходящего в соседней Хайнувке. Становится традицией, что некоторые хоры участники Фестиваля дают концерты в беловежском храме. По-прежнему велик интерес к храму и со стороны туристов, для многих из них это первая встреча с Православием. Приход каждый год принимает во время каникул участников молодежных лагерей, которые организуются духовенством других приходов или Братством православной молодежи. Братство с 1989 г. имеет в Беловежье свой дом , в котором разместился учебно-рекреационный центр. В июне 1993 г. в нем проходил Международный семинар “Национальные и религиозные меньшинства”. Подобные мероприятия планируется проводить и в будущем. Центр в настоящее время интенсивно перестраивается и расширяется. Беловежские прихожане часто организуют поездки в храмы окрестных деревень, совершают паломничества в монастыри Св. Онуфрия в Яблечней и Супрасльский.
О. Клавдий Пушкарский исполнял обязанности приходского священника Беловежья на протяжении 40 лет вплоть до 1979 г., когда ушел на покой. В 1974 г. за свои труды на ниве церковной он был возведен в сан протоиерея, в 1976 г. стал митрофорным протоиереем. С 1976 г. был помощником декана округа Хайнувка. По случаю 50-летия священнического служения в 1979 г. был награжден орденом Св. Марии Магдалины II степени.
9 июля 1979 г. на приход был направлен о. Сергий Корх. Два месяца спустя пришло подтверждение о назначении его приходским священником, каковой пост он и занимает до сего дня. В 1986 г. о. Сергий стал протоиереем. В 1990 г. Священный Синод наградил его палицей, в 1992 г. - крестом с украшениями. В настоящее время приход насчитывает более 800 прихожан. В него входят деревни Сточек, Застава, Кшыже, Подоляны, а также Грудки, Погожельце, Теремиски, Буды и Черленка. С 1946 г. церковный приход относится к Хайновскому деканату Варшавско-Бельской епархии. Церковные праздники - 22 мая (Св. Николая Чудотворца) и 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы). Храм, приходской дом, часовня и кладбище с часовней относятся к памятникам культуры.
Список литературы
Владимир Мухин. Храм Святителя Николая в Беловежье