Тифлосурдопсихология
А.В. Суворов
Тифлосурдопсихология (от греч. "TYPHLOS" слепой, лат. "SURDUS" глухой, греч. "PSYCH}" душа и "LOGOS" учение) психология слепоглухих. Термин предложен А.В. Суворовым по аналогии с термином "ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА", которым широко пользовались воспитатели слепоглухонемых детей И.А. СОКОЛЯНСКИЙ (см), А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), А.В. Апраушев и др. Т., в отличие от тифлосурдопедагогики, исследует проблемы, возникающие в жизни слепоглухих людей в течение всего жизненного цикла, не только детей, но и взрослых. А.И. МЕЩЕРЯКОВ (см), Э.В. ИЛЬЕНКОВ (см), А.Н. ЛЕОНТЬЕВ (см) понимали тифлосурдопедагогику как междисциплинарную науку, предмет которой "экспериментально чистое" исследование закономерностей становления личности, закономерностей, обнаруживающихся особенно отчетливо благодаря экстремальной ситуации слепоглухоте. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в ситуации слепоглухоты ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ закономерности формирования и развития психики можно проследить "как бы с помощью замедленной киносъемки". Вся педагогическая работа со слепоглухонемыми детьми, в СССР возглавляемая последовательно И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым, рассматривалась прежде всего как общепсихологический ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (см), в котором все факторы психического (и особенно личностного) развития находятся в руках педагога, что и обуславливает экспериментальную чистоту выявления закономерностей детского развития.
Но дети вырастали, начинали работать, жить в обычной социальной среде. Вставали новые психологические проблемы, прежде всего проблемы взаимоотношений, взаимопонимания слепоглухих и зрячеслышащих, на производстве, в быту, со случайными встречными на улице, на транспорте, в магазинах и т.п. В работе с детьми обострилась проблема взрослой перспективы: к какой именно жизни готовить, к какой работе, к общению с какими именно людьми, только ли такими же слепоглухими... Анализ этой проблематики в собственной жизни и в общении со слепоглухонемыми детьми вынудил А.В. Суворова заговорить о необходимости выделения Т. в самостоятельную область психологического знания. Предметом изучения Т. является ЛИЧНОСТЬ (см) слепоглухого в течение всей его жизни, от рождения до смерти, а не только становление личности в детском возрасте при слепоглухонемоте, в отличие от тифлосурдопедагогики. Т. рассматривает так же проблемы СОЦИО-и ЛИЧНОСТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (см) слепоглухих как с детства, так и ослепших и оглохших в пожилом возрасте; проблемы общения слепоглухих между собой и с окружающими, прежде всего зрячеслышащими, людьми; проблемы интеграции слепоглухих среди зрячеслышащих, прежде всего проблемы взаимопонимания между ними. и проблемы личностной полноценности слепоглухих, сравнимой на высшем уровне личностной реабилитации с полноценностью (духовной и профессиональной прежде всего) наиболее выдающихся зрячеслышащих.
Первоначально Т. возникла и развивалась внутри тифлосурдопедагогики, поскольку последняя ставила перед собой не только чисто учебно-воспитательные задачи, но и задачу исследования закономерностей становления при формирующем участии педагога личности слепоглухонемого ребенка. Однако надежды на то, что развитие личности при слепоглухоте замедляется лишь на первых этапах, а затем постепенно ускоряется, догоняя и даже иногда опережая темпы развития при сенсорной норме, оказались иллюзией. В действительности такое ускорение не наблюдалось. А.В. Суворов выделил наиболее трудноразрешимые проблемы становления личности при слепоглухоте, прежде всего пропуск дошкольного детства, характеризующийся отсутствием или глубоким недоразвитием ролевой игры, задержкой речевого, а следовательно, общего, развития, не в последнюю очередь вследствие громоздкости используемых средств общения, исключающей игровое овладение речью, описанное К.И. Чуковским (по наблюдениям последнего, речь у маленьких детей при сенсорной норме первоначально совмещается с подпрыгиванием, так что маленький зрячеслышащий ребенок начинает говорить как бы стихами, а уже затем овладевает прозаической формой речи). А.И. Мещеряков считал, что основная причина задержки развития личности при слепоглухоте одиночество, приводящее и к немоте. Следовательно, главная психолого-педагогическая проблема дефицит общения. А.В. Суворов пришел к выводу, что этот дефицит общения лишь частично компенсируется совместной деятельностью с педагогом. Необходима более широкая среда общения, включающая зрячеслышащих детей и взрослых (не только педагогов и родителей, к тому же в условиях специального учреждения ребенок встречается с родителями недопустимо редко). Отсюда возникла идея так называемой А.В. Суворовым "совместной педагогики" целенаправленной организации общения слепоглухих ребят со зрячеслышащими и с другими детьми-инвалидами в лагерях общения Детского Ордена Милосердия, во время регулярных наездов зрячеслышащих детей в учреждение для слепоглухонемых. Такое общение должно ускорить прежде всего речевое развитие слепоглухонемых детей, а через него и общее. Волонтерское движение молодежи на помощь слепоглухонемым детям возникло еще в 1980 году (Строительно_педагогическое Объединение "Радуга", долгое время работавшее на базе Загорского Дома-Интерната для слепоглухонемых детей).
С августа 1988 года начались регулярные выезды слепоглухонемых детей в обычные пионерские лагеря, а позже в лагеря общения Детского Ордена Милосердия. С осени 1989 года по 1992 год по инициативе и под руководством И.В. Саломатиной осуществлялась программа дальних (в Ленинград, Киев, Одессу и т.Д.) экскурсий слепоглухонемых ребят вместе со зрячеслышащими подростками. Так совместная педагогика стала фактом, вошла в быт слепоглухонемых детей, а в рамках Детского Ордена Милосердия в быт детей-инвалидов вообще во многих местах России и ближнего зарубежья. Возникли даже специальные школы для знакомства относительно здоровых подростков с особенностями общения с детьми-инвалидами. Этой работой заинтересовались и кафедры социальной педагогики педагогических университетов. Конечная цель совместной педагогики как раздела Т. по возможности подготовить слепоглухих ребят к жизни в обычной социальной среде, а не в закрытых учреждениях и не менее закрытых семьях. Пионером Т. взрослых в России можно считать О.И. СКОРОХОДОВУ (см.). В своей книге она фактически дает первоначальный набросок тифлосурдопсихологической феноменологии, отвечая на вопрос, как вообще возможна нормальная, развитая не ниже среднего уровня, личность в ситуации слепоглухоты, как эта личность ориентируется в окружающем мире, общается с окружающими людьми.
Следующий шаг сделал в 70-е годы А.В. Апраушев, тогда директор Загорского учреждения, занявшись решением проблем трудоустройства выпускников Загорского детдома, а значит, и их адаптации в производственном коллективе. Часть Выпускников разъехалась по домам, трудоустроившись по месту жительства и наладив общение, довольно широкое, как с сенсорными инвалидами (слепыми, глухими), так и со зрячеслышащими. Накапливающийся при этом опыт еще ждет своего исследования в рамках Т.. Эстафету О.И. Скороходовой в области исследования самими слепоглухими личного опыта жизни среди зрячеслышащих приняли А.В. Суворов и другие более интеллектуально развитые слепоглухие. Их интроспективные работы время от времени появляются в периодической печати как научной ("Дефектология", "Психологический Журнал", "Вопросы Психологии", "Вопросы Философии" и др.), так и в специально освещающей проблемы сенсорных инвалидов (Журналы "Наша Жизнь" Общества Слепых, "В Едином Строю" Общества Глухих). Некоторые российские слепоглухие приняли участие в международных форумах слепоглухих, где выступили с докладами интроспективного и теоретического характера.
За рубежом идут те же процессы, что и в России, но более интенсивно и в своеобразной форме. Опыт жизни слепоглухих среди зрячеслышащих специально изучается как самими слепоглухими, так и зрячеслышащими исследователями. Есть несколько специальных периодических изданий (журнал "Сенс" в Англии, информационный бюллетень Национального Центра имени Элен Келлер в США). Изучаются проблемы трудоустройства, адаптации слепоглухих среди зрячеслышащих, как детей, так и взрослых, проблемы общения слепоглухих со зрячеслышащими родственниками и т.д.. Там тоже говорят о психологии слепоглухих как особой области научных исследований. Фундаментальные теоретические проблемы как тифлосурдопедагогики, так и Т. в России разработаны главным образом в трудах И.А. Соколянского, А.И. Мещерякова, Э.В. Ильенкова и А.В. Апраушева; вслед за ними разработкой фундаментальной проблематики занимается А.В. Суворов. Прикладных исследований, по сравнению с развитыми странами Западной Европы и Америки, совсем немного, да и вся работа в области изучения психологических проблем личности в условиях слепоглухоты началась значительно позже, чем за рубежом.
Список литературы
1. Э.В. Ильенков. Психика Человека под "Лупой Времени". "Природа", 1970, N2.
2. О.И. Скороходова. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., "Педагогика", 1972. С предисловием А.И. Мещерякова.
3. А.И. Мещеряков. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования их поведения. М., "Педагогика", 1974.
4. А.В. Апраушев. Воспитание Оптимизмом. М., 1983.
5. И.В. Саломатина. Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках. "Дефектология", 1995, N4.
6. А.В. Суворов. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Автореферат диссертации на соискание степени Кандидата Психологических Наук. М., 1994.
7. А.В. Суворов. Вчувствоваться, вдуматься... "Психологический журнал", 1995, N2.
8. А.В. Суворов. Школа Взаимной Человечности, М., издательство Университета Российской Академии Образования, 1995.
9. А.В. Суворов. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М., Всероссийское Общество Слепых, 1995. (еще не вышлаФ, обещают выпустить в декабре; книга в производстве; это основная работа А.В. Суворова по тифлосурдопсихологии).