Понятие об альтруистической мотивации
Теоретическое введение
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.
Альтруистическая ориентация является довольно распространенней формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.
Это относится как к разработке теоретических схем анализа, так и к созданию соответствующих диагностических методик. Один из авторитетных исследователей мотивации Х. Хекхаузен констатирует, что, несмотря на изобретательность в организации ситуационных обстоятельств и их варьировании, до сих пор не удалось создать диагностическую методику измерения "мотива помощи".'
Недостаточная экспериментальная изученность альтруистического поведения со сторона его мотивационно-смысловых детерминант, особенно в отношении контингента взрослых испытуемых, определяет важность и актуальность предпринятого исследования альтруистической мотивации.
Остановимся сначала на некоторых существенных аспектах, связанных с представлениями о личностных детерминантах альтруистического поведения.
Если. используя понятия просоциального и помогающего, поведения исследователи нередко абстрагируются от их мотивационной основы, фиксируя лишь внешние (процессуальные и результативные аспекты), то понятие альтруистического поведения неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа.
К ним относятся:
Во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета), составляющие как бы операциональный состав просоциального стиля поведения.
Во-вторых, к социально-нормативным просоциальным действиям, не являющимся собственно альтруистическими, относятся акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями ж ожиданиями, а не на уровне внутренних личностных детерминант. Примерами такого внешнего выполнения социальных норм при поддерживающем влиянии окружения могут служить: помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи, следование норме взаимности (расплата за услугу услугой), выполнение нормы ответственности в соответствии с ожидаемым от человека поведением, временное повышение просоциальности членов группы, живущей по принципу "здесь и теперь".
Альтруистическая мотивация - это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслообразупцего мотива. Среда внутренних мотивацинных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма - мотив морального долга и мотив сочувствия.
Анализ теоретических работ и данных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблематике альтруистического поведения подтверждает реальность существования альтруистических мотивов как самостоятельных психических образований. Однако, раскрывая содержание мотива бескорыстной помощи, или мотива блага для другого, одни исследователи интерпретируют этот мотив как интериоризованную альтруистическую норму, а другие - как проявление действенного сопереживания или сочувствия. Таким образом, выделяются два основных подхода к пониманию мотиаационной природы альтруистического поведения:
1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей
2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций - эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения). Большинство исследователей осуществляет либо личностно-нормативный, либо эмоциональный подход к анализу мотивационных детерминант альтруистического поведения, причем чаще всего эти подходы исключают друг друга. Наиболее перспективными представляются попытки синтеза обоих аспектов (Ш.Шварц, Х.Хекхаузен, Е.Карыловский).
В отношении эмоциональных механизмов следует различать ситуативное влияние альтруистических эмоциональных переживаний на поведение помощи и устойчивое эмоциональное отношение к ситуациям нужды и бедственного положения другого человека, которое выступает как специфический, сформировавшийся на эмоциональной основе мотив (сочувствия, сопереживания).
Разработка теоретических представлений о двух смыслообразующих мотивах альтруистического поведения (морального долга и сочувствия) проводилась с опорой на представления зарубежных психологов Ш.Шварца, Я.Аронфрид, Х. Хекхаузена, Я.Рейковского, З.Карыловокого и отечественных исследователей А.В.Запорожца, Я.З.Неверович, Л.И.Божович, Б.И.Додонова, Е.В.Субботского.
Обсуждаемые мотивы трудно различимы по своим внешним поведенческим проявлениям, однако имеют совершенно различное психологическое содержание.
Мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, превращающихся во внутренние императивы, личностно-смысловые регуляторы деятельности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки. Его реализация сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышением самооценки. Фрустрация, невозможность реализации этого мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением. Эти моральные чувства выполняют по отношению к альтруистическому поведению две специфические функции: профилактическую, когда предвосхищаются последствия оказания или неоказания помощи, и компенсаторную, когда альтруистический поступок используется как средство восстановления утраченного чувства морального равновесия и благополучия. Постижение внутренних состояний, душевного мира объекта помощи не является необходимым для мотивации этого типа, при этом деятельность может осуществляться и при наличии амбивалентного отношения к объекту помощи и даже при явно негативном отношении к нему. Поведение помощи, детерминируемое исключительно этим мотивом, носит жертвенный характер.
Мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса вчувствсвания и сопереживания ему. О мотиве сочувствия речь идет тогда, когда проявление сочувствия в ответ на бедственное состояние другого выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи. Механизм сочувствия основан на идентификационно-эмпатическом взаимодействии, т.е. слиянии, отождествлении внутренних состоянии субъекта в объекта помощи, временном стирании границы между "Я" и "другим Я". Отметим, что носитель мотивации сочувствия может обнаруживать эмоциоцентрическую направленность, когда деятельность сочувствия обрывается на эмоциональном звене и не находит выхода в открытом поведении (сочувствующие, но не помогающие субъекты). В этом случае субъект как бы выходит за пределы своего "Я" и приобщается к жизни и состоянию другого только лишь затем, чтобы вновь вернуться к самому себе и погрузиться в самолюбование своими утонченными гуманными переживаниями (самоценность для человека этих переживаний). В то же время, когда мотив сочувствия играет существенную роль в детерминации реальной деятельности помощи, он лишает ее жертвенного характера, т.к. внутреннее отождествление с объектом помощи предполагает слияние блага для другого и блага для себя.
Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувтсвия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи.
Диагностика обсуждаемых альтруистических мотивов с применением традиционных методов исследования личности представляет большие трудности, т.к. они могут не различаться с внешней (поведенческой, экспрессивной) стороны. Они могут не различаться также интроспективно, для самого субъекта, т.к. большей частью не являются объектом рефлексивного анализа. Тем более интересной выступает задача диагностики альтруистических мотивов с помощью методики проективных методов, в частности с помощью ТАТ, В отличие от широко распространенных опросников, позволяющих количественно оценивать по набору готовых шкал результат любого индивида на фоне популяции в целом, проективные методы позволяют получить своеобразный "оттиск" внутреннего состояния обследуемого, который затем подвергается качественному анализу и интерпретации.
Применение проективной методики ТАТ для диагностики альтруистических установок
Задача диагностики обсуждаемых мотивов с использованием методики ТАТ впервые была решена в исследовании Е.Е.Насиновской (1981).
Поскольку обследование по ТАТ может интерпретироваться как актуализация различных установок, что в этих условиях будет происходить и актуализация установок, соответствующих альтруистическому мотиву, т.е. альтруистических смысловых установок.
Стимульный материал ТАТ отличается двумя особенностями: во-первых, относительной полнотой охвата всех сфер отношений с миром, личного опыта, и, во-вторых, неопределенностью, потенциальной неоднозначностью понимания и интерпретации изображенных ситуаций. В основе всех схем интерпретации ТАТ лежит идея о том, что общая направленность и конкретные детали понимания испытуемым тех или иных ситуаций, отразившегося в его рассказах по соответствующим таблицам, позволяют сделать заключение о его личностных чертах, мотивах и диспозициях, обусловивших именно такую, а не какую-либо иную интерпретацию.
По предположению Е.Е. Насиновской альтруистическим установкам должны соответствовать специфические особенности рассказов ТАТ (индикаторы альтруизма).
Для рассказов испытуемых с выраженной альтруистической направленностью типично следующее.
I. Идентификация с ситуацией в целом или с отдельными героями, при этом центральный персонаж не изолируется от других. Возможна множественная идентификация или солидаризация с персонажами.
2. Усмотрение взаимодействий и взаимоотношений между персонажами рассказов.
3. Интерес к описанию внутреннего мира персонажей. Присутствие в рассказах моментов сопереживания героям, сочувственного к ним отношения.
4. Наличие в рассказах ценностных суждений альтруистического содержания, описаний актов помощи и взаимопомощи.
Для более четкого выделения индикаторов альтруизма, были описаны также признаки противоположной направленности, а именно, эгоистической. Так, если испытуемый оценивает ситуации, изображенные в таблицах ТАТ с индивидуалистической, эгоистической (эгоцентрической) позиции, то его рассказы характеризуются следующими особенностями.
1. Рассказ ведется с позиции отстраненного наблюдателя или от лица одного центрального персонажа, с которым испытуемый может себя идентифицировать. В последнем случае этот персонаж находится в центре сюжета, на него направляются все нити рассказа.
2. Отсутствуют указания на связи и отношения между персонажами (не упоминаются совместные действия, не описываются вербальные коммуникации, эмоциональные отношения).
3. Переживания и внутренние состояния героев, как правило, не представлены. В отдельных случаях, когда испытуемый идентифицирует себя с центральным персонажем, может описываться внутренний мир этого героя.
4. Описания помощи встречаются редко, причем обычно не центральный герой помогает другим, а напротив, он сам принимает помощь, получает поддержку по стороны других людей.
5. Часто прослеживаются честолюбивые планы главных героев рассказов и выявляется мотив достижения, который может доминировать над другими мотивами.
С целью решения вопроса о принципиальной возможности использования метода ТАТ для диагностики альтруистических установок личности была предпринята апробация выделенных выше критериев альтруизма. В исследовании Е.Е. Насиновской получила подтверждение гипотеза об использовании ТАТ для диагностики альтруистических установок личности. При этом с высокой степенью статистической значимости была показана правомерность использования предложенных критериев альтруизма.
Задачей данного исследования является диагностика альтруистических установок личности с помощью комплекса методик: проективной методике ТАТ и с помощью прямых и полупроективных методов (методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, методика диагностики межличностных отношений Лири, тест-опросник Кроника, методика самооценки Дембо-Рубинштейн.) и сравнение полученных результатов. Принято считать, что для получения полноценных данных всякая диагностика должна проводиться в комплексе.
Испытуемыми были учителя средней школы города Москвы (женщины, 5 человек). Выбор данной социальной категории обусловлен предположением автора о том, сама сфера профессиональной деятельности предполагает наличие у педагогов альтруистических установок. Таким образом, диагностика альтруистических установок у педагогов представляет собой большой интерес.
Тематический апперцептивный тест представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне . Одна из таблиц белый лист. В данном исследовании предъявлялся неполный вариант таблиц, всего 10 таблиц. Номера в порядке предъявления были следующими: 1, 2 , 3 FG, 7 BM, 10, 8 BM, 18 FG, 15, 17 FG, 18 BM. Данные таблицы чаще всего актуализируют у испытуемых альтруистические тенденции.[1]
Методика самооценки Дембо-Рубинштейн была модифицирована, путем введения дополнительной к основному набора шкалы «альтруизм-эгоизм». Выяснялось, как испытуемые оценивают себя по шкалам (реальное и желаемое «Я») и как они понимают полюсы шкалы.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена для выявления степени выраженности различных социально-психологических установок, среди которых присутствует установка, направленная на «альтруизм-эгоизм». Она представляет из себя опросник из 80 вопросов, ответы на которые могут либо утвердительными, либо отрицательными. В нашем исследовании мы использовали результаты, полученные только по интересующим нас установкам. Т.к. это опросник относится к прямым методам диагностики, то фактически в результате мы получаем самооценку личности., которая как известно не всегда бывает адекватной.
Методика межличностных отношений Лири включает в себя 128 качеств, разбитых на 8 наборов (октантов), по 16 качеств в каждом. Для целей исследования оказалось возможным ограничиться интерпретацией двух октант. В одной из них целиком содержаться качества, отражающие альтруистические тенденции личности, в другой целиком – качества, отражающие эгоистические тенденции. Методика предъявлялась в виде списка качеств, и испытуемый должен ответить утвердительно если данное качество к нему относится и отрицательно в противном случае.
Еще одной методикой, дополнительной к основым, был тест-опросник Кроника, который представляет из себя экспресс метод для определения стратегии испытуемого в отношении к себе и и к окружающим, т.е. что бы испытуемый хотел усовершенствовать у себя и у окружающих людей из предложенных характеристик. И в зависимости от того, что испытуемый выбирает для себя и для других можно судить позиции, напрвленной либо в сторону альтруизма, либо – эгоизма.
[1] Е.Е. Насиновская. Методы изучения мотивации личности. Из-во МГУ, 1988, стр. 66.