Административная власть
В юридическом смысле под властью обычно подразумевают право, возможность и полномочия субъекта (органов, организации, должностного лица, представителя власти и др.) подчинять кого-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями; признание одного властвующим, управляющим, а другого подвластным, управляемым. И это могущественное влияние обеспечивается при необходимости принудительной силой. Так реализуется государственная власть осуществляющая администрирование[1] [1]. Оно может выражаться в различных формах внешнего воздействия по отношению к объектам управления (отрасль, сфера, комплекс, организация и т.д.), а также носить внутриорганизационный управленческий характер.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и в конституционных законах. Государственная власть упирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При это она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничение предметов ведения полномочий между РФ и органами государственной власти её субъектов. Это означает, что Конституцией закреплен проверенный двумя веками принцип разделения единой системы государственной власти на три её ветви по горизонтали – законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип четкой вертикальной субординации. Каждый государственный орган осуществляет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций. В России государственную власть осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
Функции органов законодательной власти являются: законодательная то есть подготовка и принятие законов, и контрольная – в отношении органов исполнительной власти и в тех пределах, которые установлены в Конституции (ст. 101, 103, 114).
Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские, административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.
Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставленной Правительство, федеральным министерством и иным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную, судебную – вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются так же органами, осуществляющими государственное управление.[2] [2]
Характерной чертой исполнительной власти является наличием четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. Поэтому вопрос об устройстве исполнительной власти является одним из важнейших в формировании эффективной российской государственности. Первоочередное внимание при этом уделяется поиску оптимизированных структур исполнительной власти и их взаимоотношения, правильному определению компетенции каждого её органа и должностного лица, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации и ответственности всех государственных служащих.
Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательный органы творят законы, органы исполнительной власти их исполняют, притворяют в жизнь. Органы исполнительной власти наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты – акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все они должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, то есть быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.
Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти являются:
прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких либо событий или процессов на основе наличной информации в том числе научной;
планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей в той или иной управляемой деятельности;
организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления, определение их функций, подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.);
правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
предварительная и текучая координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер, в том числе и к нарушителям установленного порядка;
учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, её конечных результатов;
методическое руководство;
кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование.
Органы исполнительной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов.
Принцип народовластия, означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей, которой является исполнительная власть. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций.
Принцип верховенства закона предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства – Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права.
Принцип разделения и взаимосдерживания властей, закрепленная в ст. 10 и 11 Конституции, выражает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной. Если до принятия Конституции 1993 года взаимоотношения Правительства как органа исполнительной власти с Парламентом как органом законодательной власти характеризовались полной зависимостью первого от второго, то при реальным разделении властей такое положения дел не допустимо.
Конституция предусматривает механизмы, направленные на взамосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти.
Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов, закрепленный в статье 11, 78 Конституции, проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются не по их собственному усмотрению, а на основе нормативно-правовых актов.
Принцип законности означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Безвластие и неуправляемость во многих сферах – результат прежде всего несоблюдения принципа законности и правового нигилизма. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является требование личной ответственности каждого должностного лица, государственного служащего и гражданина за нарушение законов. Исключительно важна здесь свобода слова, реализуемая, конечно на основе соответствующих конституционных и других законодательных норм. Соблюдение законности – это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц. Ст. 15 Конституции устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Все, что делается в центре и на местах, должно находится под контролем общества и на виду у него. Ни один работник органа исполнительной власти не может оставаться вне критики.
Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, за исключением случаев предусмотренных законом.
Принцип приоритета и гарантированности прав личности является новым для российского законодательства и административной практики. Правовое государство, которое предполагается создать в России, характеризуется тем, что права личности признаются высшей ценностью, а все государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, ответственны перед гражданами. Права граждан должны быть надежно защищены от любого произвола органов государства, должностных лиц и представителей власти.
Статья 5 Конституции закрепляет принцип федеративного устройства государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве сущности единства основ государственного строя, равноправия субъектов Федерации, верховенства федерального закона, территориальной целостности государства при полной свободе передвижения людей, информации, товаров, денег, и услуг. Провозглашенное Конституцией равноправие субъектов Федерации предполагает предоставление им равных возможностей реализации прав народов и каждой личности. Следовательно, Россия – конституционная федерация, а право выхода из нее может быть получено лишь со всероссийского согласия, выявленного путем референдума. Двусторонние договоры между Федерацией и ее субъектами, в том числе республиками, - это документы о разграничении полномочий, и не более того.
Для системы органов исполнительной характерен принцип централизации, то есть подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Принцип централизации имеет большое созидательное значение, ибо в таком многонациональном государстве, как Россия, система органов исполнительной власти, закрепленная Конституцией, законами и указами Президента, является важнейшей гарантией и против центробежных устремлений некоторых местных «элит».
В то же время в ряде случаев законодательство предусматривает сочетание централизации и децентрализации, что организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, то есть подчиненности по вертикали и горизонтали. Подчинение по горизонтали позволяет соответствующим органам исполнительной власти учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении своей деятельности.
Не утратил своего значения, хотя и стал менее акцентированным, принцип плановости в деятельности органов исполнительной власти, являвшийся важнейшим в период существования СССР. В условиях перехода к рыночной экономике сфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфер народного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетах наиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении целей и задач деятельности различных органов исполнительной власти, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов – в целом планируется управленческие акции по наиболее приоритетным укрупненным позициям.
Для организации и функционировании органов исполнительной власти характерен и принцип дифференциации (разделения ) и фиксирования функций и полномочий каждого из этих органов и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки государственных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы.
К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести также и некоторые другие принципы, в частности научности, ответственности, учета национальных особенностей.
В числе организационных принципов во многих органах управления действуют принципы единоначалия, сочетания коллегиальности с единоначалием при верховенстве коллегиальности, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении и некоторые другие.
Список литературы
1. Конституция РФ. 1993 г.
2. Административный кодекс РСФСР.
3. Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 47.
4. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М. 1994 г. ч.1
5. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1993.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tarasei.narod.ru/