Страхование жизни.
Первый тип контрактов - краткосрочное страхование жизни. Мы выяснили следующее, что когда идет страхование на срок 1 год, как бы страхование от смерти (у нас страховым случаем является только смерть), то для того, чтобы такой контракт нашел покупателя и то и в то же время на этом контракте не понес бы потерь страховщик, то страховой компании приходится формулировать его определенным образом, вносить определенные условия.
Мы выяснили то, что если мы его будем рассматривать как контракт индивидуальный, т.е. который продается просто индивидуальному лицу, то, по-видимому, мы к смерти добавим, то, что это смерть от несчастного случая, и мы получаем страхование от несчастного случая.
Если мы рассматриваем этот полис как групповой, т.е. который покрывает целую группу людей, то мы добавляем условие того, чтобы правила, по которым эта группа собиралась, не приводила бы к тому, чтобы у нас собирались только плохие риски. Потенциально это наши проблемы. И одним из таких правил является условие того, чтобы страхуются полностью все сотрудники компании или все сотрудники подразделения компании, т.е. получается групповой полис страхования жизни. Причем оба этих вида контракта широко распространены, и на Западе, и даже в России.
Дальше мы начали рассматривать страхование жизни на срок больше, чем 1 год. Как устроен этот полис? Давайте выпишем его компоненты. У него есть страховая сумма или страховое обеспечение, которое выплачивается по смерти. Страховое обеспечение, которое выплачивается по дожитию. Под дожитием имеется в виду дожитие до окончания срока контракта. Естественно у него есть срок. Срок действия контракта. А это долгосрочный.
Надо сказать, что в России довольно широко используется термин смешанное страхование. На самом деле он нигде не видел где-то в других странах такой термин. Под смешанным страхованием имеется в виду, что выплата происходит при… есть набор рисков при осуществлении каждого из которых происходит та или иная выплата. В этом плане это несмешанное страхование, а это страхование смешанное. Но надо сказать, что чем ему не нравится этот термин, что современный полис устроен таким образом, что почти всегда он смешанный о он оказывается не очень определительным такое определение. Но вот у нас это часто так называют смешанное страхование, когда у нас выплаты и в случае смерти, и в случае дожития.
Указывается премия, выплата премий. Причем под выплатой премий имеется в виду не только размер (сколько мы платим), но и расписание (как мы платим). Стандартным здесь является единовременная оплата контракта, оплата ежегодная, оплата помесячная и поквартальная.
Далее указывается выкупная сумма.
Посмотрите срок контракта.
Пример:
10-ти летний контракт.
У нас страховая сумма по смерти 10000 $. Страховое обеспечение по дожитию тоже 10000$. Премии вносятся ежемесячно в размере 60$. Срок 10 лет.
Посмотрим как будет работать контракт.
Прежде всего, когда он вступает в силу, когда начинает действовать наша страховка? Страховка начинает действовать в момент поступления денег в страховую компанию первой премии. Пока первая премия в действие не вступила, не поступила в страховую компанию, человек не застрахован.
Дальше каждый месяц выплачивается эта сумма, естественно до момента окончания 10 лет. В случае если застрахованное лицо доживает до конца срока, он получает 10000, если наступает смерть где-то на этом периоде, то наследники, указанные в полисе, которые называются выгодоприобретатели. Они получают указанную сумму.
Как действует контракт?
Контракт вступает в действие после того, как получена первая премия. После этого мы отсчитываем 10 лет. Каждый месяц мы выплачиваем премию (если застрахованное лицо живо, естественно). Если застрахованное лицо доживает до окончания срока контракта, то выгодоприобретатель получает страховое обеспечение по дожитию. Если застрахованное лицо умерло в этот период времени, то выгодоприобретатель получает страховое обеспечение по смерти.
Прежде вопрос, т.е. масса вопросов как бы в принципе возникает при конструировании таких полисов. Но сегодня он не будет обсуждать все вопросы, а более подробно и осторожно обсудим как тариф считается. Между прочим, это довольно тонкое дело.
Как считать тариф. Сколько нужно платить, чтобы получить то или иное страховое обеспечение.
Это страхование просто от смерти. О страховании от несчастного случая мы еще поговорим. Нам заранее сообщат о чем сегодня мы не будем говорить. Не будем говорить о том, как формируется тариф. Это отдельный вопрос и для того чтобы объяснять его он должен рисовать таблицу смертности и объяснять структуру тарифов. Это в общих чертах он расскажет. А вообще говоря, это целая область страхования.
Давайте подумаем прежде всего о следующем. Кого такой полис может заинтересовать?
Прежде всего посмотрим вот на что. Чем он отличается от банковского депозита.
В данном случае пополняем. А если бы у нас оплата была бы единовременной, то это была бы просто обычный банковский срочный депозит. Как, по нашему, чем он отличается, какие есть отличия.
Если человек начал страховаться и взял в первый же месяц или во второй он взял, да умер. Сколько получают наследники. Если в первый месяц с ним что-то случилось, а мы платим 60 (мы говорим о депозите). Наследники ничего не получили, ерунду. А здесь не дай бог что-то случилось, то по полной катушке 10000 заплатят. Это положительное. Это нас располагает к тому, чтобы именно это средство использовать. Ясно, что на самом деле это средство накопительное. Также как и депозитные контракты. Но видите, уже отличие в нем есть то, что есть страховая защита. Не дай бог произошел случай, бац, нам все возвращают.
А что плохо по сравнению с контрактом депозитным. Ты пришел разрывать контракт где-нибудь по серединке и если ты пришел разрывать депозитный контракт, то тебе посчитают сколько ты внес, но посчитали по ставке как правило меньшей, чем та, которая заложена в расчет, если ты выдержишь до конца. Там могут сказать, что проценты не заплатим. Но взносы, которые ты внес, тебе по закону положены отдать. Это даже и представить себе невозможно, обязаны отдать. А здесь нет. В особенности на начальном периоде действии контракта. Первый второй год. на первый год, по окончанию первого года мы уже внесли 720, пришли разрывать контракт, а нам говорят извини. Выкупная сумма на первом году 0. И все. Имеют право.
Все на самом деле не так просто, потому что в некоторых странах минимальный размер выкупной суммы регулируется законодательно, в некоторых странах не регулируется. Но тем не менее это очевидно, что выкупная сумма в начале действия контракта либо вообще нет, либо она маленькая, и потом она растет довольно таки медленно. Это плохо. Естественно, что за все надо платить, это плата в страховую защиту на случай смерти.
Процентная ставка. Как по нашему где будет выше процентная ставка в банковском депозитном контракте или на страховом контракте? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это зависит от многих факторов. Прежде всего зависит от того, а кто собственно пришел застраховаться. Если пришел сравнительно молодой и здоровый человек, то вероятность того, что с ним что-то случиться в это время очень мала. И поэтому то на сколько у нас удорожается обслуживание такого контракта по сравнению с обслуживанием банковского контракта это очень немного. А зато мы с ним получаем малоликвидное обязательство, когда мы привлекли деньги по страховому контракту, за счет того, что у нас маленькая выкупная сумма. И мы можем их инвестировать совершенно по другому. И более того, то, что у нас эти привлеченные средства связанны малоликвидными обязательствами, во многих странах мира, но правда пока что не в нашей стране, это очень распознает государство и оно дает совершенно другое налогообложение инвестиционного дохода для долгосрочных страховых контрактов. Его здесь интерес (правильно здесь говорятся слова социальной значимости), но как бы такой меркантильный интерес может быть и основной заключается в том, что это реально длинные деньги. Вот то о чем так много говорят: надо бы нам привлечь в экономику длинные деньги. И мы можем их инвестировать в долгосрочные проекты. И за счет этого мы можем, и часто эта черта еще отличается государством, которое дает еще и налоговую льготу. И за счет этого и появляется ставка нередко выше, чем банковская ставка. Хотя это зависит от возраста и от здоровья застрахованного лица.
Мы пока что не рассмотрели вопрос а кто купит такой контракт? Кому такой контракт нужен? На самом деле это накопительный инструмент. По-видимому человек скажем в семье работает допустим муж, или работает муж и жена, но основной доход у мужа и он семья какие-то обязательства перед семьей там перед детьми покупает такой контракт. Наличие такого контракта оно очень часто распознается на самом деле такой контракт, пусть даже не полностью оплаченный, это финансовый актив. Значит скажем вы обладаете когда вы заполняете ну допустим хотите получить кредит на покупку дома, то вас просят указать ваши активы, скажем что у вас есть, сколько это стоит, и т.д., во всех западных странах отдельная графа это страховка. И наличие такого контракта, пусть даже не полностью оплаченного оно существенно повышает ваш класс как заемщика. Т.е. вам одалживают деньги уже по более низкой процентной ставке.
Ясно что здесь же нам не нужно делать оговорку. Ясно, что контракт у нас долгий. И у нас есть возможность в ходе действия контракта амортизировать расходы. Раз у нас такая возможность есть, то мы уже не боимся проводить медицинское освидетельствование. Т.е. этот начальный расход на медицинское освидетельствование у нас самортизируется за время действия контракта. Поэтому нам уже не нужно делать оговорку о несчастном случае, только смерть от несчастного случая. Нет, но лучше мы проведем какое-то обследование от суммы контракта более или менее подробное и установим рейтинговый класс застрахованному лицу. Прежде всего мы конечно посмотрим курит он или не курит или пьет или не пьет. Но если сумма большая, то не более того.
Наконец очень важный момент, который дает отличительную черту страхования от банков и банковских продуктов. У нас контракты малоликвидные. А значит, мы его можем продавать через агентов. А банковские продукты продаются только через окошко. Понятно почему, как связана малая ликвидность с тем, что можно продавать через агентство. Т.е. мы как бы поручаем продавать наши продукты агента, которые, продав продукт, сразу же получают от страховой компании комиссионное вознаграждение. Становится ясно почему банковский продукт невозможно продавать через агента, получающего комиссионное вознаграждение. Потому что банковский продукт ликвидный, он его продаст, как бы якобы продаст если у нас он продавался через агента. Продаст сам себе, получит комиссионное вознаграждение, а на следующий день он контракт разорвет и вернет деньги, которые он собрал.
Продажа через агентов это очень важный момент. Посмотрим ГКО. В ГКО доля частных лиц, владельцев ГКО, была ничтожна, меньше 5% точно. При этом, люди вкладывали большие деньги на депозиты, а депозиты банки размещали в те же самые ГКО. Ну и выплачивали проценты.
Казалось бы, ГКО приносило доходность гораздо более высокую, чем банковские проценты. Одна из причин, почему так мало было частных инвесторов на этом рынке, заключалась просто в том, что это сделать сложно, где это купить, куда обратиться и т.д. а тут к вам агент приходит просто вас достает, уговаривает, входит в ваши какие-то обстоятельства и это очень сильно действует. В то же время когда не покупались ГКО, продавалось, ну в основном в провинции, ну скажем полисы страхования жизни РОСГОССТРАХА с чрезвычайно невысокой рублевой доходностью. И во многом за счет того, что там просто работали такие сильные агенты. Так что этот момент как бы для страхования чрезвычайно важен. Значит распространение через агентов. И распространение через агентов возможно только за счет малой ликвидности вот такого продукта.
Нам могут привести такой случай в пример для объяснения почему нельзя ликвидные продукты продавать через агентов. Одна из компаний страховых значит в прошлом году (позапрошлом она начала довольно агрессивно) «РЕНЕСАНС-СТРАХОВАНИЕ». Она довольно агрессивно начала продавать полисы страхования жизни и собрала очень много премий, порядка 2 млн.$. как бы, с 0 практически начав действовать. Где-то собрала за год. Во многом эти действия определялись тем такой успех, что условия полиса допускали помесячную оплату. А комиссия агенту выплачивалась из расчета годового взноса.
Скажем в нашем случае ежемесячная 60$, а годовой 720. Агентское вознаграждение, скажем, 30% первого взноса. Это еще небольшой размер агентского вознаграждения. Значит 30% первого взноса это будет 240$. После того как контракт заключался агент получал в течение месяца 240. А через 2 месяца как выяснилось очень многие полисы прерывали. И как бы большие потери у компании. Многие очень быстро сообразили агенты заключали полисы находили людей, которые заключали контракт агент получал 240 через 2 месяца контракт прерывался (он заплатил к тому времени 120). Чисты доход на этой операции 120$. Такого рода ситуации возникают не в чистом виде. Как бы нигде так прямо не было написано. А было масса условий, которые позволяли в случае чего-то рассрочить выплату. Явно это не просматривалось в условии. Но когда начали уже практически продавать. Часто компания может идти на потери, если считает рынок очень перспективным, отчасти здесь был и этот случай. Т.е. компания входила на рынок, очень громко и не считая затрат.
Некоторым логичным развитием является полис, который в России не продается, а на Западе довольно распространен. Он считается несколько классическим. И тем не менее он продается.
Whole LIFE.
Что это такое?
У нас нет срока контракта. Он действует пока без ограничения срока. И формально у нас нет суммы по дожитию. Т.е. человек как бы застраховался, про дожитие вообще ни слова не говориться. Ему говорят, что он платит скажем каждый месяц определенную сумму. В случае, когда наступает смерть, выгодоприобретатель получает оговоренную страховую сумму, скажем 10000$.
На самом деле, реально, в этих контрактах конечно же дожитие есть. И обычно они устроены таким образом, что когда человеку стукнет 100 или 95, то ему выплачивают сразу же страховое обеспечение по полной катушке, как будто бы он умер. Естественно никто не возражает против этого.
Здесь много причин. Одна из них чисто техническая причина. Обычно таблицы смертности, по которым рассчитывают, все они до 100 лет. И что там дальше не чикаться с тем, что будет после 100 лет, то есть такое правило.
Надо сказать, что здесь есть разные тонкости.
Посмотрите, формально[1] хол-лайф не является смешанным страхованием. У нас выплаты только по смерти. Страховой случай только один – смерть. Здесь есть такая тонкость, очень немаловажная для практики. У накопительного контракта дожитие есть. Накопительный контракт содержит в себе 2 элемента: сберегательный и рисковый.
С одной стороны, мы защищаемся от смерти, а с другой, мы сберегаем в страховой компании деньги.
Получаем по дожитию и при перестраховании. Перестрахование обычно осуществляется иностранным перестраховщиком, т.е. деньги отправляются за рубеж. Надзор следит за тем, чтобы не уводились деньги. Мы не можем с вами без разрешения ЦБ инвестировать деньги за рубежом, открывать скажем депозитный счет за границей. И что касается накопительных контрактов. То есть некое разъяснение, которое заключается в том, что можно перестраховать только рисковую часть. Т.е. очень маленькую часть премии та часть премии, которая отвечает за выплаты в случае смерти за это период можно переводить за границу и застраховывать, а накопительную – нельзя.
Так вот хол лайф формально не подпадает под действие этого ограничения. У него же вроде бы нет риска дожития. И формально мы можем все это гнать перестраховывать.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html
[1] возвращаясь к такой терминологии принятой в России