Конструктивная психология: программа исследований, методологические основы, технологическая стратегия
Термин "конструктивная психология" мы начали использовать для обозначения комплексных исследований и разработок в области психорегуляции и психического развития человека с 1983 года, а в 1985 году совместно с О.Г.Бахтияровым и А.Ф.Стекловым нами была разработана программа НИОКР по конструктивной психологии и ее приложению к операторской деятельности. Приведем основные направления научных исследований и разработок:
обоснование основных целей, положений и принципов конструктивной психологии,
обзор развития исторических аналогов конструктивной психологии,
разработка и обоснование профессиональной этики и кодекса поведения конструктивных психологов, методистов по психорегуляции и обучаемого контингента,
разработка методик самоуправления психическим состоянием,
разработка норм поведения в контролируемых измененных состояниях сознания.
апробация методик в экспериментальных группах и подготовка проекта формирования профессии конструктивного психолога.
Формирование конструктивно-психологического направления потребовало соответствующего методологического обоснования, раскрывающего необходимость, место и роль психотехнологии в функциональной структуре психологической науки. В первом приближении эта работа была выполнена нами в секции прикладной психологии в 1985 году. Главным итогом проведенного методологического исследования была разработка новой функциональной структуры самой психологии, преодолевающей отождествление науки с ее познавательной функцией.
* * *
Науку можно рассматривать на уровне особенного категориального отношения между субъектом и объектом как продуктивный процесс их специфического взаимодействия, обусловленного способами деятельности субъекта. В зависимости от внутренней необходимости субъекта науки данный процесс взаимодействия имеет характер познания или преобразования им объекта науки.
В первом случае продукт взаимодействия опредмечивается преимущественно в субъекте науки: субъект познает объект науки. Во втором случае продукт взаимодействия реализуется преимущественно в объекте науки: объект преобразуется субъектом науки. Строго говоря, продукт взаимодействия всегда осуществляется и в субъекте, и в объекте науки, однако в различной мере: между процессами познания и преобразования имеется качественное различие. Это качественное различие между познавательной и преобразовательной деятельностью [9 ] субъекта науки по отношению к ее объекту является основанием для выделения ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ и ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ функций науки.
Расширение понятия науки достигается установлением перпендикулярной оси к рассмотренному выше линейному отношению: если субъект науки берет объектом познания и преобразования само это отношение, то есть саму науку в ее предыдущем понимании, то формируются такие функции науки как РЕФЛЕКСИВНАЯ и РЕОРГАНИЗАЦИОННАЯ, в которых субъект познает и преобразует собственные способы научной деятельности. По такому принципу можно выделить еще ряд функций науки, но для нашего исследования достаточно структуры, состоящей из трех функций: познавательной, преобразовательной и рефлексивной.
В настоящее время в этой структуре наиболее развитой является познавательная функция науки. Поэтому в общепринятом представлении наука отождествляется с ее познавательной функцией, нередко даже с гносеологическим продуктом этой функции – ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ. Однако в самой науке этот взгляд уже преодолевается вследствие развития ее рефлексивной Функции, резкого роста количества и качества гносеологической продукции этой функции – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. В свете последнего актуализируется понимание того, что познание субъектом науки ее объекта, равно как и рефлексия им самой науки, не является самоцелью, а служит средством более эффективного преобразования объекта науки. Поэтому редукция науки к ее познавательной функции начинает отходить в прошлое, а дальнейшая перспектива во многом связывается с развитием преобразовательной функции науки. Особенно это касается гуманитарных наук, отстающих в своем развитии от естественных, и общественных.
Основной, онтологический продукт преобразовательной функции науки реализуется, как уже говорилось, в самом объекте науки, в изменении его состояния, а ее гносеологический продукт – в ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ. Преобразование объекта науки может осуществляться в направлении его развития, повышения уровня организации, усиления интегративных, негэнтропийных тенденций, а может и в направлении разрушения, понижения уровня организации, усиления дезинтегративных, энтропийных тенденций. Преобразовательная деятельность субъекта науки может быть связана с осуществлением общечеловеческих, глобальных ценностей, а может и противоречить им. Поэтому преобразовательная Функция науки может быть как КОНСТРУКТИВНОЙ, так и ДЕСТРУКТИВНОЙ.
Таким образом, можно говорить о познавательной, рефлексивной и преобразовательной науке, подразумевая ее функции, а также о теоретическом, методологическом и технологическом знании, имея в виду гносеологический продукт ее функционирования. Совокупный гносеологический продукт науки в рамках обозначенной функциональной структуры состоит из теории объекта науки, методологии науки и технологии преобразования объекта науки. Говоря о конструктивной науке в узком смысле, мы имеем в виду соответствующее (нравственное) направление преобразовательной науки. Но в широком смысле под конструктивной наукой подразумевается самостоятельная наука с достаточно развитыми функциями.
Возникновение современных конструктивных наук явилось следствием внедрения науковедческого продукта в конкретные научные дисциплины. Так возникла, например, конструктивная география. Проделав эту процедуру в отношении психологии, мы получили ее функциональную структуру, включающую: познавательную психологию, гносеологическим продуктом которой является ТЕОРИЯ ПСИХИКИ; рефлексивную психологию, продуктом которой является МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ; преобразовательную психологию, гносеологическим продуктом которой является ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХИКИ.
Если мы рассмотрим бытующее в отечественной философско-психологической литературе определение психологии как науки о сущности психического отражения, то обнаружим, что оно хорошо иллюстрирует зафиксированный нами факт популярного отождествления науки с ее познавательной функцией, ибо данное определение репрезентирует лишь познавательную психологию. Но, как уже отмечалось, теперь ситуация в отечественной гуманитарной науке изменяется, в частности, развивается рефлексивная функция психологии. В связи с этим современная познавательная психология интерпретируется как абстрактно-аналитическая и в перспективе не исключается возможность возникновения иной, аналитико-синтетической психологии, включающей медицину и педагогику в широком смысле [11 ]. Фактически речь ведется о возможности возникновения научной преобразовательной психологии.
В нашей стране такая психология возникла сравнительно недавно, а на Западе она существует уже более полувека. Современная западная преобразовательная психология может быть представлена такими направлениями, как психосинтез [2 ], трансперсональная психология [6 ] и др., включающими медицинские и андрагогические подходы и получающими терапевтические и развивающие эффекты.
Современная отечественная преобразовательная психология как наука о сущности и способах психической регуляции получила наибольшее и стабильное развитие в инженерной психологии. Здесь разработаны комплексные методики формирования и оптимизации психологических систем операторской деятельности. Некоторые из них могут использоваться в программах интегрального развития и эффективного восстановления человека. В качестве примера приведём методику самоуправления состоянием посредством распределения внимания (РВ), разработанную Бахтияровым [3 ]. Она позволяет формировать психические механизмы, лежащие в основе повышенной работоспособности, эффективного восстановления и разнообразной парапсихологической феноменологии, а также может служить психотехническим средством развития самосознания.
Становление и развитие научной преобразовательной психологии связано с экспериментальным освоением, теоретической адекватизацией и системной трансформацией ее донаучных и паранаучных форм. В качестве основных типов преобразовательной психологии, сложившихся исторически, можно выделить житейскую психологию, эзотерическую психологию и психиатрию. В этом психотехнологическом массиве наиболее развитой и, возможно, древней системой преобразовательной психологии, действительно включающей "медицину и педагогику в широком смысле", является Йога (следует различать Йогу как философию и как технологию преобразования психики). [4 ]
Внимание к предшествующим отечественным и зарубежным психотехнологиям не случайно. Хотя гносеологический продукт эмпирических систем преобразовательной психологии прошлого теоретически неадекватен, он обобщает многовековой технологический опыт, которым не обладает исторически молодая научная психология, и который ей придется осваивать. В этом отношении психология ничем не отличается от других наук: новую и более эффективную технологию здесь можно получить лишь в результате осмысления и освоения старых технологий преобразования психики.
Преобразование психики может осуществляться в двух противоположных направлениях – развития и разрушения, и, соответственно, преобразовательную психологию можно подразделить на КОНСТРУКТИВНУЮ гносеологическим продуктом которой является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, и ДЕСТРУКТИВНУЮ, продуцирующую ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРУШЕНИЯ ПСИХИКИ. Указание на этот важный методологический момент не будет излишним и формальным, так как в настоящее время методологи науки, говоря о конструктивном подходе, все еще нередко подразумевают под ним преобразовательный, то есть имеет место отождествление этих понятий. Следствием такого отождествления является смешение конструктивных и деструктивных тенденций в науке, разработка технологий, оказывающих разрушительное воздействие на человека, его внутренний и внешний мир. В этом контексте можно дать следующее определение конструктивной психологии: КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О СУЩНОСТИ, ЦЕННОСТИ И СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
Поскольку психотехнологии существуют в контекстах психических культур [1 ], то предмет и задачу конструктивной психологии можно сформулировать как ОСВОЕНИЕ, СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ КУЛЬТУР. В такой постановке конструктивная психология, несомненно, представляет собой перспективу развития мировой психологической науки и практики. Если говорить языком А.Маслоу [10 ], это искомая "пятая сила" в психологии, – вслед за "четвертой силой", трансперсональной психологией.
Термин "конструктивная психология" в истории психологической науки употреблялся в различных значениях. Например, в прошлом веке В.Дильтей под конструктивной психологией понимал такую объяснительную психологию, в которой теория психики конструировалась исследователем как сложная система, состоящая из простейших психических элементов. Ей он противопоставлял описательную психологию как более адекватную [8 ]. В начале века К.Левин выделил три стадии исторического развития науки: спекулятивную, дескриптивную и конструктивную. Здесь предшествующая объяснительная психология относилась к спекулятивной, а конструктивной называлась психология, обладающая законами развития и функционирования психики [12 ]. В своем подходе Левин в значительной мере стоял на познавательных и естественнонаучных позициях.
Современная конструктивная психология стоит на развивающих и гуманитарных (культурных) позициях. Этому способствовали, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, осознание того факта, что психику можно и нужно не только объяснять, но и сознательно развивать, не довольствуясь ее стихийным развитием. Во-вторых, общий поворот науки к человеку, характерный для нашего времени, потребовал "очеловечивания и самой науки о человеке, была осознана неправомерность механического переноса естественнонаучных и общественнонаучных подходов к гуманитарному "объекту". Спецификой конструктивно-психологического подхода является совпадение его субъекта и объекта; отсюда психотехническое знание должно быть экзистенциально значимым, доступным, привлекательным и перспективным [7 ].
В настоящее время конструктивная психология становится профессиональной формой психологического сознания в нашей стране. Об этом свидетельствует состоявшаяся в 1989 году в Красноярском государственном университете научно-практическая конференция "Конструктивная психология – новое направление развития психологической науки и практики". На ней сформулировано следующее определение конструктивной психологии: "конструктивная психология – это теория и методы создания (проектирования, конструирования) принципиально новых психических явлений (как механизмов отражения мира и регуляции деятельности) на основе неограниченных возможностей совершенствования человека в процессе прогрессивного развития общества" [5 ].
Методологической предпосылкой получения теории сознательного развития психики является рассмотрение роли психики в онтогенезе человека. Согласно нашим представлениям, функция психики человека состоит в регуляции процесса жизнедеятельности, понимаемого как процесс взаимодействия человека с миром в течение жизненного цикла. Сознательное развитие психики человека, следовательно, означает развитие его способности управлять процессом своей жизнедеятельности. Уровень самоуправления процессом жизнедеятельности тождественен степени действительной свободы человека. Обеспечение повышения этого уровня является ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИЕЙ конструктивной психологии.
Развитие человека как субъекта своей жизнедеятельности есть интегральное развитие, а средством такого развития является практика самоуправления процессом жизнедеятельности. Руководствуясь принципом повышения уровня самоуправления процессом жизнедеятельности, мы разработали программу интегрального развития (ПИР), которую используем для практической подготовки конструктивных психологов. Базисная целевая структура ПИР включает:
освоение методики самооптимизации процесса жизнедеятельности,
освоение и стабилизацию механизмов общего и специального самоконтроля,
освоение основных режимов функционирования психики с последующей структурной интеграцией,
целевое развитие выбранных сверхнормальных психических способностей, подготовку и получение планируемых феноменов,
организацию передачи личного опыта интегрального развития в социально адекватных формах.
Киев, 1991
Список литературы
[1 ] Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
[2 ] Ассаджоли Р. Психосинтез. Нью-Йорк, 1965. (Русс. пер.)
[3 ] Бахтияров О.Г. О методах регуляции психофического состояния оператора. Тезисы сообщений к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983. Также: Бахтияров О.Г., Загнибеда В.Д. Приемы психорегуляцци и подготовка оператора. Тезисы VI Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Л., 1984.
[4 ] Владимирский А.В. Йога, психиатрия и конструктивная психология. 1983. (рукопись)
[5 ] Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии. Психологический журнал. 1989, №6.
[6 ] Гроф С. Области человеческого бессознательного. Нью-Йорк, 1976. Русс. пер. ВЦП № В-28490.
[7 ] Данченко В.А. К вопросу о конструктивном знании. // Філософська думка. 1988, №1.
[8 ] Дильтей В. Описательная психология. Л., 1924.
[9 ] Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
[10 ] Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека. Журнал трансперсональной психологии. 1969, № 1. (Русс. пер.)
[11 ] Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
[12 ] Ярошевский М.Г. История психологии, М., 1985.
А.В.Чистяков (Владимирский). Конструктивная психология: программа исследований, методологические основы, технологическая стратегия